1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВИДАХ И УСТРОЙСТВЕ ВНУТРИЗАВОДСКОГО ТРАНСПОРТА
Весь процесс транспортировки можно разделить на два этапа: перемещение предметов труда в сфере производства и транспортировка изготовляемой продукции из сферы производства в сферу потребителя. Первая операция осуществляется внутризаводским транспортом, вторая — транспортом общего пользования.
Современные машиностроительные предприятия представляют собой сложное производство, в котором грузовые потоки на участках и линиях технологического процесса взаимосвязаны системой заводского транспорта, который можно разделить на следующие виды: железнодорожный, автомобильный, напольный тележечный, конвейерный, канатно-подвесной, однорельсовый.
На машиностроительных предприятиях для внутризаводского транспорта в основном применяются грузовые автомобили, напольные и рельсовые тележки, конвейеры, однорельсовые грузовые дороги.
Внутризаводской транспорт непосредственно связан с грузоподъемным оборудованием, поэтому для общей классификации рассмотрим его комплексно, как внутризаводское подъемно-транспортное оборудование, предназначенное для горизонтального и вертикального перемещения грузов. Внутризаводское подъемно-транспортное оборудование в машиностроении можно классифицировать по трем признакам: по назначению; по типу машин и характеру перемещения ими грузов; по применяемому источнику питания.
По назначению подъемно-транспортное оборудование для внутризаводской транспортировки материалов, технологических грузов, готовой продукции в цехах, складах, на участках машиностроительных предприятий можно подразделить на две группы:
на машины и механизмы для складских операций — краны, краны-штабелеры, подъемники различных модификаций;
на машины для подачи материалов, заготовок, деталей, сборочных узлов и готовой продукции в технологической цепи производства в процессе изготовления изделия — цепные, ленточные и другие конвейеры, напольные тележки, краны.
По типу машин и характеру перемещения ими грузов подъемно- транспортное оборудование подразделяется на три группы: грузоподъемное; грузоподъемно-транспортирующее; транспортирующее.
Грузоподъемное оборудование предприятий предназначено главным образом для вертикального перемещения грузов при относительно небольших горизонтальных перемещениях. К нему относятся краны, подъемники, краны-штабелеры, тельферы.
Грузоподъемно-транспортирующее оборудование представляет собой все виды погрузчиков, на которых могут выполняться как грузоподъемные операции, так и транспортирование груза на значительное расстояние.
Транспортирующее оборудование предназначено главным образом для горизонтального перемещения груза. К нему относятся конвейеры, напольные тележки, которые по конструктивному исполнению могут быть рельсовыми и безрельсовыми.
В зависимости от электропривода подъемно-транспортное оборудование может работать от следующих источников питания: аккумуляторов; сети переменного тока; сети постоянного тока; отдельного генератора, установленного непосредственно на транспортном объекте.
От аккумуляторов питаются в основном электрокары, электропогрузчики. Источниками питания кранов, конвейеров, кранов-штабелеров, рельсовых транспортных тележек могут быть сети переменного или постоянного тока, в зависимости от применяемого электропривода. На автопогрузчиках, автокарах источником питания электропривода служит отдельный генератор, приводимый в движение основным двигателем движущегося объекта.
В дальнейшем в книге уделено внимание устройству, принципиальным схемам и электрооборудованию только электротележек, рельсовых транспортных тележек, электропогрузчиков.
Электротележки просты по конструкции, несложны в управлении, экономичны, маневренны, бесшумны и надежны в работе. Благодаря большой маневренности и незначительной ширине платформы электротележки могут подъезжать в цехах непосредственно к рабочим местам, обеспечивая таким образом внутризаводские и цеховые перевозки.
В отношении конструкции электротележки выпускаются с подъемной и неподъемной платформой. Электротележки с подъемной платформой называют электрокарами. Электротележки выпускаются грузоподъемностью 1, 2, 5 и 10 т. Наибольшее применение получили электротележки ЭК-2, ЭТ-2040, ЭТ-2047 грузоподъемностью 2 т, ЭТ-220 грузоподъемностью 5 т и ЭТ-1010 грузоподъемностью 10 т. Основные технические данные электротележек приведены в табл. 1.
Хорошо зарекомендовали себя на предприятиях болгарские электротележки типа ЕН.116.2 грузоподъемностью 1 т, ЕВ.121.2 грузоподъемностью 2 т; электротележки с подъемными вилами: ЕН.136.2 грузоподъемностью 1 т; ЕН.137.4 грузоподъемностью 1,25 т; ЕН.141.2 грузоподъемностью 2 т; ЕН.141.2.01 с тяговым усилием 0,5 т.
В нашей стране намечено выполнить ряд работ по обновлению машин, пользующихся наибольшим спросом, со снижением их металлоемкости.
Таблица 1. Основные технические данные электротележек с неподъемной платформой
Технические данные | ЭТ-1040 | ЭТ-2040 | ЭТ-2042 | ЭТ-2047 | ЭК-2 | ЭК-2А | ЭТ-550 | ЭТ-1010 |
Грузоподъемность, т | 1 | 2 | 1.8 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 |
Максимальная скорость передвижения, км/ч: |
|
|
|
|
|
|
|
|
с грузом | 20 | 16 | 16 | 17 | 5 | 10 | 8 | 5 |
без груза | 24 | 22 | 22 | 22 | 10 | 12 | 9 | 7 |
Габариты тележки, мм: |
|
|
|
|
|
|
|
|
длина | 2730 | 3300 | 3300 | 3540 | 2785 | 2785 | 3400 | 4000 |
ширина | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 | 1140 | 1126 | 1650 | 2000 |
высота | 740 | 800 | 800 | 1450 | 1310 | 1276 | 1600 | 1250 |
Масса, т | 1,25 | 1,86 | 2 | 1.74 | 1.5 | 1.6 | 2,95 | 4,67 |
Аккумуляторная батарея: |
|
|
|
|
|
|
|
|
тип | 36ТЖНК-300 | 36ТЖНК-40С | ) 36ТЖН-400 | 36ТЖН-450 | 28ТЖН-250 | 34ТЖН-300 | 36ТЖН-400 | 36ТЖН-550 |
напряжение, В | 40 | 40 | 40 | 48 | 34 | 40 | 40 | 40 |
Таблица 2. Основные
Технические данные | Тип | |||||
ЭП-103, ЭП-106 | 02 | ЭП-1631 | ЭП-202, ЭП-201 | ЭП-205 | ЭП-501 | |
Грузоподъемность, т | 1 | 1,5 | 1,6 | 2 | 2 | 5 |
Максимальная высота подъема груза, м | 1,8 | 2,75 | 2 | 1,8 | 3,2 | 4,5 |
Скорость движения с грузом, км/ч | 9 | 6,5 | 10,5 | 10 | 11,5 | 6 |
Габариты, мм: длина с вилами ширина | 2500 930 1595 | 2985 1000 2100 | 2754 1000 1650 | 3150 1350 1600 | 3250 1350 2250 | 3900 1550 3100 |
Масса электропогрузчика, кг | 2380 | 2620 | 2920 | 3300 | 3500 | 8400 |
Аккумуляторная батарея: тип | 34ТЖН-300 40 | 24ТЖН-500 30 | 3 2ТЖН-300 40 | 40ТЖН-400 48 | 40ТЖН-550 48 | 35ТЖН-950 40 |
Планируется разработать систему вождения машин, обеспечивающую автоматический выбор маршрута и адресования, а также совместную работу систем управления движением и адресования.
Рельсовые тележки предназначены для перемещения груза по определенным трассам. Они передвигаются по рельсам, уложенным заподлицо с полом или закрепленным по дну приямка так, чтобы поверхность платформы тележки совпадала с уровнем пола.
Передвигаются рельсовые тележки при помощи электропривода тележек или канатной тяги. Тележки выпускаются грузоподъемностью 5, 10, 20,30,50, 63,80 т и более.
Электропогрузчики представляют собой подьемно-транспортную самоходную машину, приводимую в действие электродвигателями, получающими питание от аккумуляторной батареи. Электропогрузчики могут перевозить грузы внутри цехов, складов и поднимать эти грузы на высоту до 1,8—4,5 м. Электропогрузчики универсальны в работе, так как могут работать со сменными грузоподъемными захватами. В большинстве случаев рабочим органом погрузчика являются вилы, при помощи которых груз можно укладывать и брать из штабелей.
В зависимости от конструкции управляемого моста различают погрузчики трех- и четырехколесные. Четырехколесные электропогрузчики выпускаются грузоподъемностью 1; 1,5; 1,6; 2; 5 т соответственно моделей ЭП-103 и ЭП-106; 02 и 04; ЭП-1631; ЭП-202 и ЭП-201, ЭП-501. Электропогрузчики ЭП-106 и ЭП-201 выпускаются на базе моделей ЭП-103 и ЭП-202 и имеют только пневматические передние и задние колеса.
Электропогрузчики моделей ЭП-103, 02, ЭП-202 и ЭП-501 оборудованы массивными резиновыми шинами. Основные технические данные четырехколесных погрузчиков приведены в табл. 2.
У трехколесных машин управляемое колесо поворачивается вокруг одной центральной оси, поэтому они более маневренны, чем четырехколесные. В нашей стране освоено производство унифицированного ряда трехколесных машин грузоподъемностью 0,63; 0,8; 1; 1,25 т соответственно моделей ЭП-0601, ЭП-0801, ЗП-100З, ЭП-1201 (табл. 3).
Для улучшения условий эксплуатации, взаимозаменяемости некоторых деталей и механизмов разработаны опытные образцы четырехколесных электропогрузчиков унифицированного ряда грузоподъемностью 1; 1,25; 1,6 и 2 т. Погрузчики имеют сравнительно высокие параметры и отличаются удобной компоновкой оборудования. Электрооборудование размещено в задней части погрузчика над противовесом. Технические данные электропогрузчиков унифицированного ряда приведены в табл. 4. Общий вид электропогрузчиков трехколесных ЭП-1201 и ЭП-1003, четырехколесных ЭП-205 и ЭП-501 изображен на рис. 1.
Таблица 3. Основные технические данные трехколесных электропогрузчиков
Технические данные | Тип | |||
ЭП-0601 | ЭП-0801 | ЭП-1003 | ЭП-1201 | |
Грузоподъемность, т | 0,63 | 0,8 | 1 | 1,25 |
Высота подъема груза, м | 3 | 3 | 4,5 | 3 |
Скорость передвижения | 8,5 | 9 | 10 | 8 |
с грузом, км/ч |
|
|
|
|
Габариты, мм: |
|
|
|
|
длина с вилами | 2150 | 2126 | 2526 | 2416 |
ширина | 905 | 915 | 988 | 988 |
строительная высота | 1960 | 1960 | 1960 | 1960 |
Масса электропогрузчика, кг | 1525 | 1650 | 2100 | 2340 |
Аккумуляторная батарея: |
|
|
|
|
тип | 22ТНЖ-350П | 22ТНЖ-400П | 34ТНЖ-300П | 34ТНЖ-350П |
напряжение, В | 24 | 24 | 40 | 40 |
Мощность электродвигателей передвижения, кВт | 2x1,3 | 2x1,3 | 2x1,5 | 2x1,5 |
Мощность насоса, кВт | 2 | 2 | 2 | 2 |
Таблица 4. Основные технические данные четырехколесных образцов унифицированного ряда электропогрузчиков
Технические данные | Тип | |||
ЭП-1013 | ЭП-1213 | ЭП-1613 | ЭП-2013 | |
Грузоподъемность, т | 1 | 1,25 | 1,6 | 2 |
Высота подъема груза, м | 3,3 | 3,3 | 3,3 | 3,3 |
Скорость движения | 12,3 | 13,0 | 13,1 | 11,6 |
с грузом, км/ч |
|
|
|
|
Габариты, мм: |
|
|
|
|
длина с вилами ширина | 2750 | 2790 | 3095 | 3150 |
960 | 960 | 1120 | 1120 | |
строительная высота | 2070 | 2070 | 2150 | 2150 |
Масса электропогрузчика, кг | 2230 | 2350 | 3335 | 3635 |
Аккумуляторная батарея: |
|
|
| |
тип | 40ТНЖК-350 40ТНЖК-350 40ТНЖК-350 60ТНЖК-350 | |||
напряжение, В | 48 | 48 | 72 | 72 |
В настоящее время намечен ряд работ по обновлению машин, пользующихся наибольшим спросом, с целью повышения производительности труда, понижения металлоемкости, улучшения условий работы водителей.
Хорошие технические характеристики имеют болгарские электропогрузчики ЕВ-210.1 грузоподъемностью 630 кг, ЕВ-248.28 грузоподъемностью 1000 кг. 8
Р и с. 1. Общий вид электропогрузчиков трехколесных ЭП-1201 и ЭП-1003 (о); четырехколесных ЭП-205 и ЭП-501 (б)
В Болгарии с 1983 г. началось массовое производство четырехопорного электропогрузчика модели ЕВ-715.33.2. Эта машина оборудована двухрамным (высота подъема 3,3 и 4 м) или трехрамным (высота подъема 4,5; 5,2; 5,6 м) телескопическим грузоподъемником.
Ведущий мост жестко закреплен на шасси, к нему можно присоединить электродвигатели различной мощности (9, 12, 15 кВт) в зависимости от необходимой скорости движения.
На рис. 2 изображено применяющееся в нашей стране подъемно- транспортное оборудование болгарского производства.
Р и с. 2. Подъемно-транспортное оборудование производства Болгарии:
а — платформенная электротележка типа ЕП; б - электротележка с подъемным устройством типа ЕН; в - универсальный трехопорный электропогрузчик типа ЕВ 662; г - универсальный четырехопорный электропогрузчик типа ЕВ 715