6. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВНУТРИЗАВОДСКОГО ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА
Для безопасной эксплуатации внутризаводского электротранспорта важное значение имеет строгое выполнение основных правил по технике безопасности, в частности соблюдение необходимых правил при эксплуатации электротранспорта.
Очень важной является правильная постановка заземления. Заземлением называют электрическое соединение с землей или ее эквивалентом металлических нетоковедущих частей, которые могут оказаться под напряжением. Заземление служит для снижения напряжения на корпус относительно земли до безопасного значения.
Заземление тележек выполняется через рельсы и ходовые колеса. Присоединение заземляющего провода к рельсовым путям крана должно выполняться при помощи сварки, а присоединение к корпусам электродвигателей, аппаратов и тл. — болтовыми соединениями, обеспечивающими надежность контакта. Если электрооборудование крана установлено на его заземленной металлоконструкции и между ними имеется надежный контакт, при котором измеренное сопротивление заземления не превышает установленной нормы, присоединение добавочных заземляющих проводников не обязательно. При управлении тележек с помощью переносных кнопочных аппаратов управления, выполненных не из изоляционного материала, они подвергаются заземлению не менее чем двумя проводниками: жилой гибкого кабеля и тросиком, прикрепленным с наружной стороны гибкого кабеля.
Испытание заземляющих устройств по нормам и в объеме, предусмотренном ПУЭ, производится при сдаче устройства в эксплуатацию и периодически не реже 1 раза в год. Результаты измерения сопротивления должны оформляться протоколом, а значение сопротивления заземления не должно быть больше 4 Ом.
Измерение сопротивления изоляции электропроводки троллейных проводов и электроаппаратуры производится не реже 1 раза в год
В электроустановках с глухо заземленной нейтралью при приемке в эксплуатацию, а также периодически в процессе эксплуатации 1 раз в 5 лет должно производиться измерение полного сопротивления петли фазы-нуль для наиболее удаленных и наиболее мощных электроприемников, но не менее 10 % их общего количества.
Рубильники троллейных проводов и рубильники питания шлейфовых тележек должны быть закрытого типа и смонтированы в местах, доступных для быстрого отключения. Рубильники должны иметь четкие надписи "тележка".
Осмотр троллеев, а также гибкого кабеля, подающего питание на тележку, производится при отключенном рубильнике на вводе.
Пусковые аппараты ручного управления (контакторы, магнитные пускатели), применяемые в электроприводах, управляемых с переносных кнопочных аппаратов управления, должны иметь устройство для самовозврата в нулевое положение. При использовании в этих случаях контакторов удержание их во включенном положении должно быть возможно только при постоянном нажатии на пусковую кнопку.
При обслуживании аккумуляторов категорически воспрещается курить или зажигать огонь около заряжающихся аккумуляторных батарей. Чистить аккумуляторы следует только после отключения их от зарядного устройства.
Заряд аккумуляторов следует проводить в хорошо вентилируемом помещении. Запрещается устанавливать батареи вблизи нагревательных приборов и пользоваться открытым огнем на расстоянии менее 2 м.
Для предохранения от поражения электрическим током при обслуживании аккумуляторов необходимо пользоваться диэлектрическими перчатками.
При работе с кислотой, электролитом и твердой щелочью необходимо надевать защитные очки, резиновые перчатки, прорезиненный фартук, резиновые сапоги для предотвращения ожогов и разъедания одежды.
Во время работы батарей все аккумуляторы должны быть закрыты пробками, а батарейный ящик крышкой. Заряжать и хранить, кислотные аккумуляторы необходимо в помещениях, расположенных отдельно от помещений, где заряжают и хранят щелочные аккумуляторы, во избежание попадания щелочи в кислотные аккумуляторы и кислоты в щелочные.
Водители внутризаводского электротранспорта должны: изучить "Правила устройства электроустановок", "Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей"; сдать экзамены на вторую квалификационную группу по технике безопасности.
От качественно проведенных осмотров, умелой эксплуатации зависит надежность работы электротранспорта.