Содержание материала

7-7. СХЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНТАКТОРАМИ
Переменный оперативный ток получает широкое применение в схемах управления и автоматики присоединений 380 в собственных нужд электростанций. Нашли широкое распространение как ключевые, так и релейные схемы управления.

Рис. 7-8. Схема управления контактором.

  Ниже рассматриваются в качестве примеров ключевые схемы управления магнитным контактором и контактором с защелкой и электродвигательным приводом. Соответствующие релейные схемы управления выполняются по тем же принципам, что и релейные схемы управления выключателями.
На рис. 7-8 приводится схема дистанционного управления контактором с помощью ключа КУ с самовозвратом в нейтральное положение. При подаче команды на включение или отключение происходит переориентация двухпозиционного реле РФ типа РП-351, контакт которого находится в цепи удерживающей обмотки контактора К. Тем самым подается или снимается питание обмотки контактора и осуществляются включение и отключение его.
При действии расцепителя автомата В при коротком замыкании и отключении его, а также при длительном исчезновении напряжения на питающих шинах срабатывает реле времени РВ. Это реле своим конечным контактом переориентирует реле РФ, так что оно размыкает цепь обмотки контактора К, чем предотвращает ошибочное включение двигателя при восстановлении напряжения или включении автомата В.

Реле времени РВ используется для аварийной сигнализации. В цепь сигнализации включаются размыкающий и импульсный контакты реле РВ и контакт реле РФ. Размыкающий контакт блокирует подачу ложного сигнала при восстановлении схемы.
Сигнализация неисправности оперативных цепей осуществляется блок-контактами автомата А. Эта сигнальная цепь выводится из действия блок-контактом автомата В при разобранной первичной схеме присоединения.
Сигнализация положения контактора осуществляется лампами, включенными через его блок-контакты.
На рис. 7-9 приводится схема управления контактором с защелкой с электродвигательным приводом. В схеме используются ключ КУ с самовозвратом в нейтральное положение, реле управления РУ, реле фиксации команды РФ и реле положения РПВ.

Контакты реле управления РУ замыкают цепь питания электродвигателя Д привода и обеспечивают включение контактора. При включении контактора механически размыкается контакт прерывателя П, имеющего удерживающую обмотку, которая обтекается током, пока подается команда ключом КУ. Благодаря этому обеспечивается блокировка от многократного включения на короткое замыкание.
Команда на отключение подается ключом непосредственно на независимый расцепитель HP автомата. На него действуют также защиты: от замыкания на землю и групповая защита минимального напряжения.
Сигнализация положения осуществляется лампами, включенными через блок-контакты контактора. Реле РПВ используется для контроля оперативных цепей, а реле РФ обеспечивает создание цепи аварийной сигнализации при несоответствии его положения положению контактора.