Содержание материала

Дистанционное управление разъединителями до последнего времени применялось сравнительно редко. Однако есть основание полагать, что в дальнейшем оно получит достаточно большое распространение, особенно на повышенных напряжениях (35—220 кВ), так как для этого имеется ряд предпосылок, а именно;
а )     внедрение воздушных выключателей, при которых наличие воздушного хозяйства и разветвленной сети воздухопроводов позволяет с незначительными дополнительными затратами осуществлять пневматическое управление разъединителями;
б )     внедрение напряжения 500 кВ, а также увеличение единичной мощности агрегатов электростанций и соответствующее увеличение номинальных токов привели к появлению тяжелых разъединителей, для управления которыми применяется электропривод;
в )      развитие сетей и широкое распространение автоматизированных и телемеханизированных подстанций с упрошенными первичными схемами, работающих без постоянного дежурства персонала на подстанции, приводят в ряде случаев к необходимости автоматических переключений разъединителей.
Роль и назначение разъединителей в схеме определяют особые требования, предъявляемые к схемам управления:

  • В схемах должна предусматриваться блокировка, не допускающая производства операций разъединителями под нагрузкой. Для ремонтных разъединителей операции допускаются только при отключении соответствующего выключателя. Блокировка производится путем введения в цепи управления размыкающих блок-контактов выключателя.

Для оперативных разъединителей, при помощи которых производятся коммутационные переключения, существуют другие запретные операции, зависящие от назначения и положения разъединителя в схеме, применительно к которым создается необходимая цепь блокировки,

  • Должна исключаться возможность произвольных переключении разъединителя при двойных замыканиях на землю в цепях управления. При выполнении этого требования отпадает возможность выполнения контроля цепей управления.

Выбор между этими двумя взаимоисключающими требованиями определяется последствиями, которые могут иметь для установки невыполнение одного из них. Произвольное отключение выключателя может в худшем случае привести к отключению одного агрегата, в то время как своевременно не обнаруженный обрыв цепи может привести к отказу в работе защиты и, следовательно, к развитию аварии. Поэтому в схемах управления выключателями предпочтение отдается контролю цепей, тем более что при наличии достаточно чувствительного- контроля изоляции в сети оперативного постоянного тока двойные замыкания на землю могут быть предотвращены.
Для разъединителей обрыв цепи, связанный с отказом в работе схемы, не приводит к вредным последствиям, между тем как произвольные переключения сопровождаются тяжелыми авариями. Предпочтение отдается блокировке от произвольных переключений при двойных замыканиях на землю.
Для управления разъединителями применяются два типа приводов: электродвигательный и пневматический.
Схемы управления разъединителями с электродвигательными приводами. Конструкция привода внутренней установки для разъединителей 6-10 кВ характеризуется следующими особенностями: двигатель вращается в одном направлении как при включении, так и при отключении. Кинематика приводного механизма построена таким образом, что при первом повороте его на 180 производится одна операция, при повороте на следующие 180° — вторая операция.
Длительность каждой операции около 30 сек. Подача команды со щита — косвенная, через промежуточный контактор.
Помимо указанных выше требований, особенности конструкции привода определяют следующие дополнительные требования к схеме управления:

  • Импульс, подаваемый со щита, должен быть кратковременным, так как в противном случае за одной операцией (например, включения) может последовать другая (отключения).
  • Импульс должен закрепляться до полного завершения операции.
  • Импульс должен автоматически сниматься по окончании заданной операции.
  • Должна быть подготовлена цепь для производства следующей операции.
  • Сигнализация должна быть построена таким образом, чтобы можно было различать фиксированное положение разъединителя, действие привода и завершение операции.

Подача команды продолжается несколько больше времени срабатывания промежуточного контактора, после чего команда должна сниматься.
Закрепление импульса достигается путем самоблокировки промежуточного контактора. Разрыв цепи после завершения операции производится специальным блок-контактом (путевым выключателем) КБ, кратковременно размыкающимся, и разрывающим цепь промежуточного контактора и снова замыкающимся для подготовки следующей операции.

Осуществить разрыв цепи блок-контактами разъединителя невозможно, поскольку команда на обе операции подается через один исполнительный орган. Двойной разрыв в цепи промежуточного контактора выполняется контактами ключа управления, а в цепи двигателя — контактами КП. В цепь управления вводятся блок-контакты других коммутационных аппаратов, осуществляющих запретные блокировки.

Рис. 3-21. Схема управления разъединителем с электродвигательным приводом (вращение двигателя в одном направлении).


Рис. 3-22. Схема управления разъединителем с электродвигательным приводом (вращение двигателя в противоположных направлениях).

Схема управления, составленная применительно к этим условиям, показана на рис. 3-21. Сигнализация может быть выполнена с двумя лампами или лампой во фланце мнемонического ключа управления. Положение разъединителя определяется положением рукоятки ключа в мнемонической схеме горением соответствующей лампы ровным светом. С момента поворота ключа в положение несоответствия и в течение всей операции до прекращения действия привода лампа горит мигающим светом; завершение операции фиксируется загоранием ровным светом другой лампы.
Привод для разъединителей наружной установки 110 и 220 кВ характеризуется тем, что направления движения двигателя при включении и отключении противоположны. Привод снабжен реверсивными пускателями П1 и П2 и двумя группами блок-контактов: Р1 и Р2; первые срабатывают в конце операции включения, а вторые — в конце операции отключения.
На рис, 3-22 показана схема управления с таким приводом. Разрыв цепей обметок пускателей после завершения операции включения или отключения производится соответствующими блок-контактами.

Блокирующий электромагнит ЭБ позволяет осуществлять дистанционное или ручное управление. При наличии на обмотке электромагнита напряжения его контактом замыкается цепь управления и открывается заслонка доступа к валикам ручного оперирования.
Если производится ручное управление, то специальной рукояткой размыкается контакт КРБ, размыкающий цепь дистанционного управления от ключа КУ. В остальном схема аналогична предыдущей.
Схема управления разъединителем с пневматическим приводом. Управление производится путем подачи команды на электромагниты Электропневматических вентилей (ЭО и ЭВ). Схема осуществляется с двойным разрывом на контактах ключа управления.
Сигнализация может выполняться одной или двумя лампами или при помощи специальных указателей положения типа ПС (см. § 3-10).