Содержание материала

Для того чтобы обеспечить соответствие вентильных разрядников требуемым характеристикам, в процессе производства как готовые разрядники или их элементы, так и отдельные детали разрядников подвергаются соответствующим испытаниям.
Сырье и материалы, служащие для изготовления тех или иных деталей разрядников, подвергаются общепринятым проверкам и анализам.
У каждого единичного искрового промежутка измеряется пробивное напряжение при частоте 50 Гц. В случае необходимости соответствующим регулированием расстояния между электродами устанавливается значение пробивного напряжения промежутков, необходимое для того или иного тина разрядников. У некоторых разрядников измеряется также пробивное напряжение блоков искровых промежутков.
Все нелинейные ШC подвергаются нескольким стабилизирующим воздействиям повышенного импульсного напряжения, после чего измеряется электропроводность каждого сопротивления и производится комплектовка сопротивлений, присоединяемых параллельно блокам промежутков.
Все диски последовательных сопротивлений разрядников подвергаются стабилизации путем пропускания коротких импульсов тока амплитудой в несколько килоампер. Затем с помощью катодно-осциллографической установки у каждого диска измеряется напряжение при двух значениях тока: а) при импульсном токе амплитудой в несколько килоампер и б) при токе, соответствующем или близком к амплитуде расчетного сопровождающего тока разрядника. По результатам этих измерений производится комплектовка последовательных сопротивлений разрядников с таким расчетом, чтобы напряжение на последовательном сопротивлении разрядника при расчетном сопровождающем токе было не менее амплитуды нормируемого допустимого напряжения на разряднике (для разрядников с токоограничивающими искровыми промежутками — не менее части напряжения на разряднике, определяемой его конструкцией, исключая напряжение, которое должно приходиться на промежутки при протекании сопровождающего тока), а напряжение на последовательном сопротивлении при импульсном токе в несколько килоампер не превышало нормируемое остающееся напряжение на разряднике.
В процессе производства вентильные разрядники подвергаются контрольным, выборочным и типовым испытаниям.
В соответствии с действующими стандартами каждый выпускаемый предприятием-изготовителем разрядник наряду с внешним осмотром подвергается следующим контрольным испытаниям:
а)  проверке наибольшего допустимого напряжения на разряднике;
б)  измерению пробивного напряжения разрядника при частоте 50 Гц, причем для разрядников с шунтирующими сопротивлениями скорость повышения напряжения до пробоя устанавливается такой, чтобы не произошло чрезмерного нагрева ШС\ в) измерению остающегося напряжения при импульсном токе 5000 а (у некоторых разрядников при 10 000 а); г) измерению тока проводимости и сопротивления с помощью мегомметра у разрядников с шунтирующими сопротивлениями и тока утечки или сопротивления у разрядников без ШС. Измерение сопротивления разрядников или их элементов с помощью мегомметра дает эксплуатирующим и монтажным организациям исходный показатель для оценки состояния разрядников при использовании таких измерений во время профилактических испытаний (см. § 5-2), а также дает возможность оценить степень нелинейности ШС с тем, чтобы комплектовать разрядники из элементов с примерно одинаковой нелинейностью; д) проверке герметичности конструкции разрядника, осуществляемой созданием внутри разрядника вакуума, и проверке отсутствия проникновения воздуха внутрь разрядника за определенный промежуток времени.
Испытания «а» и «в» осуществляются указанной выше комплектовкой дисков последовательных сопротивлений на основании результатов измерений отдельных дисков при двух значениях токов.
Для разрядников, составленных из отдельных элементов, контрольным испытаниям подвергаются отдельные составляющие элементы.

К выборочным испытаниям разрядников, контролирующим состояние производства, относятся следующие: а) испытания пропускной способности дисков последовательных сопротивлений при длинных и коротких импульсах тока; б) проверка механической прочности фарфоровых покрышек разрядников, собираемых из нескольких элементов.
Типовые испытания разрядников производятся для проверки соответствия конструкции разрядников предъявляемым к ним требованиям. При типовых испытаниях наряду с указанными выше испытаниями проводимыми в порядке контрольных и выборочных, производятся также: а) измерение пробивного напряжения при 50 Гц разрядников, собираемых из нескольких элементов; при запуске в производство нового типа разрядников измерение пробивного напряжения при 50 Гц производится также под дождем; б) снятие вольт-секундной характеристики разрядника; в) проверка остающегося напряжения при нескольких значениях импульсного тока — больших и меньших, чем ток, при котором проводятся контрольные испытания; г) испытание дугогасящей способности разрядников; д) испытание электрической прочности внешней изоляции, проводимое только при запуске в производство нового типа разрядников.
В [98] предусматривается, кроме того, проведение следующих типовых испытаний: а) испытание разрядников на нагрев наибольшим длительно выдерживаемым напряжением; б) испытание на взрывобезопасность разрядников, снабженных соответствующими предохранительными устройствами; в) проверка пропускной способности последовательных сопротивлений импульсами тока 4/10 мксек; г) проверка пропускной способности искровых промежутков; д) проверка импульсного пробивного напряжения волной 1,5/40 мксек; е) проверка разрядников на вибрацию, тряску и удары, имеющие место при транспортировке их по железной дороге и автотранспортом.
В порядке выборочных испытаний разрядников с токоограничивающими искровыми промежутками предусматривается измерение напряжения на таких промежутках при расчетном сопровождающем токе.
Типовые испытания проводятся при запуске в производство нового типа разрядников, а также частично или полностью при изменении его конструкции, материалов или технологии изготовления, если эти изменения могут оказать влияние на характеристики разрядников. Кроме того, типовые испытания проводятся периодически в количестве и в сроки, необходимые для обеспечения соответствия разрядников предъявляемым к ним требованиям (обычно не реже 1 раза в 3—5 лет)

Некоторые виды типовых испытаний допускается периодически не проводить.

Испытания разрядников в процессе производства, применяемые за рубежом, имеют следующие особенности: а) измерение остающегося напряжения и напряжения гашения на диске последовательного сопротивления при одном опыте путем комбинированного воздействия импульсного и сопровождающего тока [203, 207]; б) испытание на пропускную способность с помощью разряда заряженной линии, применяемое в США; в) проверка создаваемых разрядниками радиопомех (США); г) испытание разрядников воздействием термического цикла, применяемое в США [106].