Содержание материала

На рис. 6 показано распределение ошибок персонала по виду оперативной деятельности. Анализ ошибок оперативного персонала показывает, что наибольшее число ошибок совершает персонал при переключениях [1]. Из рис. 6 следует, что доля нарушений, связанных с ошибками персонала при переключениях в электрической части Калининской АЭС, является также наибольшей и составляет почти 35%. Большинство нарушений (82%) из них связано с ошибками при переключениях в цепях РЗА. Высокий процент ошибок (26,5%) персонала связан с подготовкой и вводом в работу оборудования.

Распределение ошибок оперативного персонала ЭЦ по виду оперативной деятельности
Рис. 6. Распределение ошибок оперативного персонала ЭЦ по виду оперативной деятельности

В основе причин этих ошибок лежит некачественный осмотр оборудования перед подачей на него напряжения (в 85% случаев). В марте 1993 г. при включении блока № 2 в сеть он тут же отключился защитой от потери охлаждения на блочном трансформаторе из-за того, что КУ (ключ управления) в шкафу автоматики охлаждения трансформатора находился в положении “Отключено” вместо “Авт.”
Нарушения, связанные с ошибками персонала при подготовке рабочего места для ремонтного персонала, составляют 12,2%. Для примера можно привести случай обесточения секции 6 кВ при опробовании защит трансформатора 6/0,4 кВ из- за того, что СДЭМ при подготовке рабочего места не вывел накладку УРОВ.
Нарушения, которые возникают в результате некачественных обходов и осмотров оборудования, достигают 14,3%. Если к ним прибавить случаи некачественных осмотров при подаче напряжения на оборудование при его вводе в работу, то эта цифра достигает 40%, т.е. 40% всех нарушений по вине персонала возникает из-за некачественного осмотра оборудования.
Обходы и осмотры оборудования, контроль за режимом его работы относятся к одним из основных обязанностей оперативного персонала на смене. Такой высокий процент нарушений по этой причине недопустим, в повышении качества осмотров и обходов заложен в этом случае большой резерв по снижению аварийности по вине персонала, который, кстати, не требует никаких материальных затрат, и достигается лишь повышением требовательности и контроля за исполнением должностных обязанностей.
Нарушения, возникающие из-за ошибок персонала при техобслуживании оборудования, небольшие объемы которого входят в обязанности оперативного персонала, составляют всего 8%. Связано это, в первую очередь, с тем, что эти работы проводятся оперативным персоналом относительно редко и объем их невелик.