ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ В ЭНЕРГОСИСТЕМАХ ПО СНИЖЕНИЮ ПОТЕРЬ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
Координацию и методическое руководство работой всех подразделений энергосистемы по снижению потерь электроэнергии должна осуществлять группа оптимизации потерь и повышения качества электроэнергии центральной диспетчерской службы (ЦДС). Группа выполняет расчеты общесистемных потерь электроэнергии, готовит и выполняет в установленном порядке согласование расчетного обоснования планируемых потерь электроэнергии. Расчет и анализ потерь электроэнергии в электрических сетях ПЭС выполняются инженером, выделяемым для этой работы в составе диспетчерской службы ПЭС.
Рекомендуется следующая последовательность действий при организации рассматриваемых работ.
- Работники упомянутой группы изучают действующие в данной области инструкции [14—18], знакомятся с характеристиками существующих методов и программ расчета, обращая особое внимание на требуемую исходную информацию и оценивая возможности ее получения. На первых этапах организации работ не следует стремиться к внедрению максимально точных методов и программ, так как, с одной стороны, значительная часть эффекта может быть получена с помощью относительно простых методов (эффект первого шага), а, с другой стороны, попытка внедрить точные методы сразу часто бывает неуспешной (особенно в ПЭС) из-за больших трудозатрат, связанных со сбором информации.
Выбранные методы и программы должны обеспечивать а) правильную оценку суммарных потерь (для обоснования плановых значении);
б) выявление мест с повышенными потерями; в) приемлемые трудозатраты на сбор и подготовку информации и проведение расчетов. При этом следует иметь в виду, что более важно охватить все предприятия и провести расчеты всех составляющих потерь более грубыми методами, чем получить расчет более точным методом, но лишь для ограниченной части сети.
- После выбора целесообразных методов и программ расчетов и достижения договоренности с организацией-разработчиком об их внедрении составляются перечни информации, необходимой для расчетов, с указанием ответственных за ее подготовку, формулируются обязанности различных подразделений энергосистемы по проведению расчетов и анализа потерь, а также разработке мероприятий по их снижению. Указанные обязанности закрепляются приказом по энергосистеме.
- Работу по анализу имеющихся резервов снижения потерь следует начинать со сбора информации о фактическом состоянии дел по каждому мероприятию типового перечня инструкции [15]. Например, в [15] в качестве мероприятий по снижению потерь фигурируют замена перегруженных проводов, недогруженных и перегруженных трансформаторов, регулирование напряжения в центрах питания (ЦП) разомкнутых сетей 35—150 кВ и т. п. Необходимо выяснить, сколько таких элементов в каждом ПЭС, в каком количестве ЦП проводится регулирование напряжения и т. п.
- С целью усиления ответственности персонала ПЭС и энергонадзора за проведение работ по снижению потерь и локализации мест с повышенными потерями (как техническими, так и коммерческими) целесообразно в качестве первоочередных мероприятий по совершенствованию учета электроэнергии предусмотреть установку приборов учета отпуска электроэнергии в сеть каждого ПЭС и РЭС, а в качестве мероприятий по совершенствованию организации работ — раздельную фиксацию оплаты за электроэнергию по потребителям, питающимся от сетей каждого ПЭС и РЭС (там, где сферы обслуживания ПЭС, РЭС и отделений ’’Энергонадзора” не совпадают).
- Основным МСП является установка компенсирующих устройств (КУ) в сетях потребителей. Комплекс действующих нормативных документов в этой области [7, 16] дает энергосистемам возможность проводить техническую политику целенаправленного оснащения потребителей этими устройствами, т. е. добиваться первоочередной установки их у тех потребителей, где они в наибольшей степени снижают потери в сети энергосистемы. Проведение такой политики возможно лишь при тесном взаимодействии ЦДС и ’’Энергонадзора” и предусматривает обязательное выполнение следующих этапов работы:
а) постановка на вычислительном центре (ВЦ) энергосистемы программ системного расчета компенсации реактивной мощности в электрических сетях (типа КРМ) и расчета поквартальных значений реактивной мощности, передаваемой в сеть потребителя (типа QЭ12). Первая программа обеспечивает расчет оптимальных взаимоувязанных мощностей КУ в сети энергосистемы и суммарной у потребителей, питающихся от каждой подстанции 35—500/6 - 20 кВ, вторая — расчет поквартальных значений реактивной мощности для каждого потребителя (абонента) с выдачей выходного документа в виде приложения к договору на пользование электроэнергией. Постановку на ВЦ указанных программ осуществляют ЦДС и служба АСУ;
б) подготовка исходной информации о схемах и нагрузка питающих сетей и о нагрузках и располагаемой мощности КУ потребителей. Исходная информация о схемах и нагрузках питающих сетей аналогична информации, требующейся для расчета рабочих режимов. Отличием является лишь большая полнота схемы сети, требующейся для системного расчета по КРМ, - необходимо включать в расчет все сети 35 кВ и выше, в том числе и радиальные. Последние в расчете КРМ могут быть замещены эквивалентными сопротивлениями, предварительно полученными по программе РАП 35-150 (см. § 2.3) или аналогичной. Эта часть исходной информации подготавливается ЦДС и диспетчерскими службами ПЭС. Исходная информация о нагрузках потребителей подготавливается ’’Энергонадзором” по формам и в соответствии с порядком, описанным в §3.3. ’’Энергонадзор” совместно с ЦДС идентифицирует абонентов по подстанциям 35-500 кВ, что иногда вызывает затруднения (особенно для абонентов малой мощности, питающихся от сетей 10 кВ и 380 В), и определяет суммарные данные по потребителям каждой подстанции;
в) ЦДС проводит расчеты по программе типа КРМ, результаты которых являются исходной информацией для программы Q312, эксплуатация которой ведется "Энергонадзором” и службой АСУ;
г) приложения к договору на пользование электроэнергией, выданные на печать программой Q312, передаются потребителям. Рекомендации по периодичности таких расчетов приведены в § 3.3. На основании заданных энергосистемой значений оптимальной реактивной мощности, содержащихся в данном приложении к договору, потребитель оформляет заявку на КУ, которую направляет в министерство (ведомство) по принадлежности. Следует обращать внимание на правильность заполнения установленной формы заявки № 83-1 ПMTC. В связи с автоматизацией обработки заявок на цифровой ЭВМ заявка, составленная не по форме, автоматически исключается из рассмотрения.
Конечной задачей энергонадзора в части КРМ является контроль за подачей потребителями указанных заявок. Количество потребителей, подавших заявки в рассматриваемом периоде (в процентах к общему числу потребителей), и суммарную мощность заказанных КУ (по отношению к максимальной активной нагрузке потребителей) целесообразно установить в качестве основных показателей, характеризующих работу инспекторов ’’Энергонадзора”.
- Организация работ по снижению потерь может осуществляться с наименьшими затратами, если все работы рассматриваются в комплексе. Для решения различных задач часто требуется одна и та же информация. Ненамного большие усилия требуются для внедрения нескольких программ (например, программ расчета и анализа потерь в сетях 35—150 кВ и программ выбора КУ), чем одной программы (например, только выбора КУ). Примерный план организации работ по внедрению программ расчета и анализа потерь электроэнергии в сетях и выбора мероприятий по их снижению приведен в приложении 1.
- Работы по снижению потерь могут дать ощутимый результат лишь в случае, если при их организации приняты во внимание три условия, обеспечивающие успешность работ: персонал, средства выявления очагов потерь, материальные ресурсы, требующиеся для внедрения разработанных мероприятий. В большинстве случаев, когда работы оказываются неэффективными, наиболее слабым элементом является персонал — либо он не обучен способам снижения потерь, либо руководству подразделения нс удалось заинтересовать его и поставить задачу снижения потерь как приоритетную. С другой стороны, устанавливаемые показатели эффективности работ должны правильно отражать вклад персонала различных подразделений в полученный результат. Например, реализация мероприятий по реконструкции сети, заложенных в схеме ее развития, хотя и снижает потери, но не характеризует активность эксплуатационного персонала и культуру эксплуатации оборудования, поэтому снижение потерь в этом случае не является основанием для выплаты материального поощрения этому персоналу.