Содержание материала

До настоящего времени некоторые тепловые сопротивления электрических машин остаются недостаточно изученными. К ним принадлежат, в частности, сопротивления теплоотдачи с внутренних поверхностей закрытых асинхронных машин.
Для определения сопротивлений теплоотдачи могут быть использованы различные косвенные методы. Одним из способов является анализ температурных полей испытанного электродвигателя на вычислительной машине при использовании тепловой схемы замещения.
Температура отдельного элемента машины зависит от теплообмена с окружающей средой и соседними элементами, а также от выделяющихся в нем греющих потерь. Измерение превышений температуры и греющих потерь в электрических машинах не вызывает значительных затруднений и может быть осуществлено с достаточной точностью. Таким образом, из эксперимента получаем два параметра тепловой схемы замещения электрической машины: превышения температур и греющие потери. Решением инверсной задачи определяем тепловые сопротивления (проводимости) электрической машины.
Данным способом могут быть определены тепловые сопротивления, по которым протекают значительные тепловые потоки; тепловые сопротивления между узлами, имеющими равные температуры, определить невозможно.
Задача может иметь две постановки:
1. Определить все тепловые сопротивления электрической машины по известным превышениям температур и греющим потерям; при этом необходимо устанавливать большое количество температурных датчиков в самых разнообразных местах.

2 пределить некоторые тепловые сопротивления электрической машины при остальных известных, при этом количество закладываемых температурных датчиков может бытьзначительно уменьшено.

Задача решалась во второй постановке для определения сопротивлений теплоотдачи с внутренних поверхностей взрывонепроницаемых машин серии ВАО.
Особенностью этого метода определения теплоотдачи с поверхности является то, что для определения зависимости КТО от скорости воздуха необходимо измерять тепловые поля и греющие потери в электродвигателе при различных скоростях вращения.
Таким образом, определение теплоотдачи с поверхностей машин серии ВАО проводилось в два этапа: а) сначала измерялись температурные поля и греющие потери (в том числе и добавочные) в типичных образцах серии; б) затем составлялись тепловые схемы замещения и решались инверсные задачи на вычислительной машине непрерывного действия (модели-аналоге).
Из машин с ребристым обдуваемым корпусом были исследованы ВА021-6, ВА062-4, ВАОК-82-8 и ВАО103-4; из них две последние машины с внутренней аксиальной циркуляцией воздуха. Тепловые исследования радиально-встречной системы охлаждения проведены при испытании с различными частотами сети макетного образца электродвигателя ВА092-4П.
Полученные формулы расчета теплоотдачи сведены в таблицы (приложения 1 и 2).
Предложенный косвенный метод определения теплоотдачи с поверхностей машины позволяет определить приближенные значения средних КТО по эмпирическим формулам, обеспечивающим достаточную для инженерной практики точность.