Стартовая >> Архив >> Предотвращение и ликвидация гололедных аварий

Эргатическая энергосистема - Предотвращение и ликвидация гололедных аварий

Оглавление
Предотвращение и ликвидация гололедных аварий
Виды и параметры гололедно-изморозевых отложений
Влияние метеоусловий на процесс гололедообразования
Влияние параметров ВЛ на процесс гололедообразования
Нормативные параметры гололедных нагрузок
Эргатическая энергосистема
Применение системного подхода для повышения надежности
Комплексная система мероприятий
Плавка гололеда
Плавка гололеда постоянным током
Схемы выпрямительных установок при плавке постоянным током
Схемы соединения проводов для плавки гололеда  постоянным током
Способы отключения поврежденной выпрямительной установки
Выбор реакторов
Выбор трансформаторов
Специальный трансформатор тока для релейной защиты установок плавки
Выносной заземлитель для схем плавки гололеда постоянным током
Релейная защита
Максимальная токовая защита
Релейная защита от замыканий на землю в цепи постоянного тока
Релейная защита, селективно выявляющая пробой плеча
Релейная защита от коротких замыканий на землю
Импульсные реле типа РИ-1 и РИ-2
Выбор поврежденной фазы при пробое плеча выпрямительного моста
Определение места повреждения при плавке гололеда постоянным током
Комплекс прогноза и раннего обнаружения
Датчик гололедной нагрузки
Погрешности
Системы телеизмерения гололедных нагрузок для сетей с изолированной нейтралью
Кодирование информации
Схемы питания датчиков
Линейный преобразователь
Приемный преобразователь
Системы телеизмерения гололедных нагрузок для сетей с глухозаземленной нейтралью
Аналоговые измерительные органы линейных преобразователей
Радиотелемеханические системы
Автоматизированный метеопост для раннего обнаружения гололедообразования
Конструкция датчиков осадков
Литература

Глава 2 Системный подход к предотвращению и ликвидации гололедных аварий

  1. Эргатическая энергосистема - объект воздействия гололедно-ветровых ситуаций

Гололедно-ветровые ситуации воздействуют на воздушные линии электропередачи, входящие в состав эргатической «человек (персонал) машина-среда» энергосистемы [12].
Эргатическая энергосистема (ЭЭС) - это совокупность установок, генерирующих, передающих и распределяющих электроэнергию, и обслуживающих их людей, занятых достижением общей цели при различных возмущениях и включенных в общую сеть обмена информацией.
Определяющим свойством ЭЭС является надежность, т.е. сохранение определенных характеристик ЭЭС в заданных пределах в течение требуемого периода времени:
где Нс - надежность системы; Нобор - надежность технического оборудования; Нсу - надежность системы управления. Повышение надежности основного технического (технологического) оборудования Нобор осуществляется известными способами, в том числе резервированием, дублированием, мажорированием и т.д.
Надежность системы управления

где Нср упр, - надежность средств управления; Нопер.перс - надежность оперативного персонала. Значение Нср упр можно оценить по методикам расчета надежности технических систем или оборудования. Гораздо сложнее определить надежность оперативного персонала. Надежность человека- оператора в общем случае обусловлена:

  1. степенью инженерно-психологического согласования техники с психофизиологическими возможностями оператора для решения возникающих у него задач;
  2. уровнем обученности и тренированности оператора;
  3. психофизиологическими особенностями личности, порогами чувствительности, а также конкретным физиологическим состоянием человека.

Надежность ЭЭС в большой степени зависит от решений, принимаемых людьми, во-первых, разработчиками на стадии проектирования, когда определяются резервы, минимизирующие риск возникновения аварий и определяющие сопротивляемость системы различным возмущениям, в том числе при ГВС, во-вторых, оперативным персоналом во время эксплуатации. Основными задачами эксплуатационного (оперативного) персонала следующие.

  1. исследование влияния конструктивных, технологических, динамических характеристик энергообъектов, а также структуры информационного и программного обеспечения ЛГУ на надежность процессов их эксплуатации;
  2. совершенствование свойств энергообъектов и повышение эффективности эрратической системы;
  3. оптимизация режимов работы и форм организации труда оперативного персонала и разработка принципов, методов и средств контроля функционального состояния персонала во время дежурства;
  4. анализ групповой деятельности и взаимодействия операторов разного профиля и уровня;
  5. правильное распределение функций между человеком и автоматом;
  6. разработка системных методов анализа процессов эксплуатации и инженерно-психологических требований для проектировщиков энергообъектов;
  7. организация эксплуатации энергообъектов при повреждениях и авариях;
  8. интенсификация процессов обслуживания энергообъектов за счет их механизации и автоматизации.

Анализ аварий в энергосистемах, в том числе и при ГВС, показывает, что ошибки персонала не носят случайный характер, а являются ошибками мышления, например, для оперативного персонала характерны два вида отказов:

  1. оператор совершает неверные действия «механического» характера, т.е. путает ключи управления, забывает какой-то из шагов алгоритма и при этом неверно отключает либо включает оборудование;
  2. оператор неверно понимает ситуацию, совершает действия, которые были бы вполне уместны при другой ситуации.

Основные причины ошибок в действиях операторов:

  1. ограниченность природных возможностей человека по объему, скорости восприятия и переработки информации;
  2. склонность настаивать на априори сформированном прогнозе и на решении применять соответствующую ему стратегию деятельности даже при наличии объективных признаков его неадекватности реально складывающейся ситуации;
  3. рассогласование между стратегией оператора и стратегией управления, на которую ориентировались проектировщики техники;
  4. потеря бдительности в монотонных условиях;
  5. слепое доверие к надежности автоматов, сообщениям и действиям партнеров, диспетчеров;
  6. готовность переложить ответственность на коллег;

• подверженность отрицательному влиянию факторов окружающей среды, эмоционального состояния, искажающему восприятие фактической информации, и т.д.
Наиболее распространенная причина ошибок операторов - неадекватное обеспечение их информацией: сигналов поступает либо слишком мало для постановки точного диагноза нарушения, либо слишком много, и оператор теряется в них, не может сосредоточиться на главном, оказывается перегружен информацией.
В целом же, источники причин аварий делятся на четыре большие группы: человек, машина, средства их взаимодействия, управление. Как правило, к аварийным ситуациям приводят несколько причин (от 2 до 8).
Таким образом, процесс достижения цели, каковой является обеспечение надежности энергообъекта, рассматривается в целеустремленной эргатической системе не только в зависимости от динамики состояния оборудования, но и от квалификации и физиологического состояния оператора (персонала), а также от влияния на его деятельность разработчиков энергообъекта и системы управления им.



 
« Повышение надежности определения мест повреждения на ВЛ 110-220 кВ и размещении фиксирующих приборов   Проблема повышения надежности и долговечности электросетевых конструкций »
электрические сети