Содержание материала

Глава 2 Системный подход к предотвращению и ликвидации гололедных аварий

  1. Эргатическая энергосистема - объект воздействия гололедно-ветровых ситуаций

Гололедно-ветровые ситуации воздействуют на воздушные линии электропередачи, входящие в состав эргатической «человек (персонал) машина-среда» энергосистемы [12].
Эргатическая энергосистема (ЭЭС) - это совокупность установок, генерирующих, передающих и распределяющих электроэнергию, и обслуживающих их людей, занятых достижением общей цели при различных возмущениях и включенных в общую сеть обмена информацией.
Определяющим свойством ЭЭС является надежность, т.е. сохранение определенных характеристик ЭЭС в заданных пределах в течение требуемого периода времени:
где Нс - надежность системы; Нобор - надежность технического оборудования; Нсу - надежность системы управления. Повышение надежности основного технического (технологического) оборудования Нобор осуществляется известными способами, в том числе резервированием, дублированием, мажорированием и т.д.
Надежность системы управления

где Нср упр, - надежность средств управления; Нопер.перс - надежность оперативного персонала. Значение Нср упр можно оценить по методикам расчета надежности технических систем или оборудования. Гораздо сложнее определить надежность оперативного персонала. Надежность человека- оператора в общем случае обусловлена:

  1. степенью инженерно-психологического согласования техники с психофизиологическими возможностями оператора для решения возникающих у него задач;
  2. уровнем обученности и тренированности оператора;
  3. психофизиологическими особенностями личности, порогами чувствительности, а также конкретным физиологическим состоянием человека.

Надежность ЭЭС в большой степени зависит от решений, принимаемых людьми, во-первых, разработчиками на стадии проектирования, когда определяются резервы, минимизирующие риск возникновения аварий и определяющие сопротивляемость системы различным возмущениям, в том числе при ГВС, во-вторых, оперативным персоналом во время эксплуатации. Основными задачами эксплуатационного (оперативного) персонала следующие.

  1. исследование влияния конструктивных, технологических, динамических характеристик энергообъектов, а также структуры информационного и программного обеспечения ЛГУ на надежность процессов их эксплуатации;
  2. совершенствование свойств энергообъектов и повышение эффективности эрратической системы;
  3. оптимизация режимов работы и форм организации труда оперативного персонала и разработка принципов, методов и средств контроля функционального состояния персонала во время дежурства;
  4. анализ групповой деятельности и взаимодействия операторов разного профиля и уровня;
  5. правильное распределение функций между человеком и автоматом;
  6. разработка системных методов анализа процессов эксплуатации и инженерно-психологических требований для проектировщиков энергообъектов;
  7. организация эксплуатации энергообъектов при повреждениях и авариях;
  8. интенсификация процессов обслуживания энергообъектов за счет их механизации и автоматизации.

Анализ аварий в энергосистемах, в том числе и при ГВС, показывает, что ошибки персонала не носят случайный характер, а являются ошибками мышления, например, для оперативного персонала характерны два вида отказов:

  1. оператор совершает неверные действия «механического» характера, т.е. путает ключи управления, забывает какой-то из шагов алгоритма и при этом неверно отключает либо включает оборудование;
  2. оператор неверно понимает ситуацию, совершает действия, которые были бы вполне уместны при другой ситуации.

Основные причины ошибок в действиях операторов:

  1. ограниченность природных возможностей человека по объему, скорости восприятия и переработки информации;
  2. склонность настаивать на априори сформированном прогнозе и на решении применять соответствующую ему стратегию деятельности даже при наличии объективных признаков его неадекватности реально складывающейся ситуации;
  3. рассогласование между стратегией оператора и стратегией управления, на которую ориентировались проектировщики техники;
  4. потеря бдительности в монотонных условиях;
  5. слепое доверие к надежности автоматов, сообщениям и действиям партнеров, диспетчеров;
  6. готовность переложить ответственность на коллег;

• подверженность отрицательному влиянию факторов окружающей среды, эмоционального состояния, искажающему восприятие фактической информации, и т.д.
Наиболее распространенная причина ошибок операторов - неадекватное обеспечение их информацией: сигналов поступает либо слишком мало для постановки точного диагноза нарушения, либо слишком много, и оператор теряется в них, не может сосредоточиться на главном, оказывается перегружен информацией.
В целом же, источники причин аварий делятся на четыре большие группы: человек, машина, средства их взаимодействия, управление. Как правило, к аварийным ситуациям приводят несколько причин (от 2 до 8).
Таким образом, процесс достижения цели, каковой является обеспечение надежности энергообъекта, рассматривается в целеустремленной эргатической системе не только в зависимости от динамики состояния оборудования, но и от квалификации и физиологического состояния оператора (персонала), а также от влияния на его деятельность разработчиков энергообъекта и системы управления им.