Содержание материала

§ 3. ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЮ
Для судового электрооборудования существует специальное морское исполнение, что обусловлено условиями эксплуатации: повышенной влажностью, неравномерной температурой окружающей среды, механическими воздействиями. Исходя из условия надежной работы электрооборудования судов неограниченного района плавания, Регистр СССР установил следующие требования по тепло-, холодо- и влагоустойчивости (табл. 1). Приведенные данные не относятся к электрическим машинам.
При расчете вентиляционных устройств (с подводом воздуха к элементам электрооборудования с открытой палубы) принимается температура воздуха +35° С. При расчетах охлаждения электрооборудования забортной водой для судов неограниченного района плавания температура воды принимается 30° С, а для  судов, плавающих вне тропического пояса, — до 25° С.

Место установки электрооборудования

Температура окружающего воздуха, °С

Относительная влажность воздуха, %

На открытых палубах
В помещениях с температурой воздуха 40° С

От +55 до —30
От +40 до —10

75 ± 3 при / = 40 ± 2° С
Для судов, плавающих вне тропического пояса 95 ± 3 при t = 25 ± 2° С

В зависимости от атмосферных условий применяют элементы электрооборудования во влаго-, тепло- или маслостойком исполнении. При повышенной температуре окружающей среды снижается их мощность.
Судовое электрооборудование по механическим воздействиям должно надежно работать: при длительном крене до 15°, дифференте до 5°, бортовой качке с амплитудой до 22,5° и килевой — до 10° от вертикали; при вибрации с частотой 5—30 Гц с амплитудой I мм для частот 5—8 Гц с ускорением 0,5g (5 м/с2); при вибрации с частотой 8—30 Гц и ударах с ускорением 3 g (30 м/с2) при частоте 40—80 ударов в минуту. Подвижные контакты электрооборудования не должны менять коммутационного положения при бортовой качке с амплитудой до 45°.
Элементы электрооборудования выполняют из прочных металлов с особой прочностью креплений конструктивных узлов. При кренах, качках и дифферентах аппаратура не должна самопроизвольно включаться. Кроме того, элементы электрооборудования должны работать при длительных и кратковременных отклонениях напряжения судовой сети от номинального значения, длительных в пределах ±5% и кратковременных (не более 5 с) в пределах ±10% отклонениях частоты от номинального значения.
Элементы судового электрооборудования должны иметь минимальные массу и размеры. К ним предъявляют требования взаимозаменяемости, быстрой сборки и разборки, удобства осмотра, безопасности обслуживания, пожаробезопасности и др.
Для снижения массы размеров электрооборудования применяют материалы с повышенной индукцией, изоляционные материалы с кремнийорганической изоляцией, допускающие повышение температуры нагрева обмоток. Электрические машины должны иметь высокие энергетические показатели — к. п. д. и cosφ для снижения потерь электроэнергии на судах и незагруженности реактивной мощностью линий передач. Учет всех требований позволяет получить судовое электрооборудование высоких надежности и долговечности.
Более детальные требования к судовому электрооборудованию изложены в Правилах [11].