Содержание материала

§ 45. КАБЕЛИ
На современных судах прокладка кабелей и разделка их концов составляют значительный, наиболее трудоемкий объем электромонтажных работ. Кроме монтажа кабелей, в эти работы входят: заготовка конструкций крепления кабелей, аппаратуры и другого электрооборудования; изготовление кассет, скоб, панелей для прокладки кабелей; установка кабельных проходных коробок и сальников, распределительных устройств; проверка, наладка и испытания отдельных устройств и систем в целом.
Кабели судовой электрической сети следует прокладывать по возможности в местах, доступных для осмотра и обслуживания. Кабели и провода должны: сохранять высокие изоляционные качества при повышенной влажности, воздействии нефтепродуктов, масла, соленой воды, температуры до +50° С; обеспечивать механическую прочность при трясках и вибрациях; выдерживать многократные резкие изгибы и значительные механические воздействия.
Кабели выполняют в тепло- и вибростойком негорючем исполнениях. На судах применяют кабели, провода и шнуры. Кабель прокладывают в помещениях и на открытых палубах судна, провод — в сухих отапливаемых помещениях.
Шнур содержит 2—3 изолированных проводника в общей или раздельной легкой оболочке из хлопчатобумажных или шелковых нитей. Он служит для включения электробытовых приборов и других устройств в сухих помещениях.
Токоведущие жилы кабелей и проводов изготовляют из меди, изоляцию — из резины, изоляционного полихлорвинила, полиэтилена, защитную оболочку— из маслобензостойной, не распространяющей горения резины, шлангового полихлорвинила и иногда из свинца. На судах также применяют кабели и провода с изоляцией из стекловолокна, фторопласта и кремнийорганической резины.
В качестве защитной оболочки кабеля может быть оплетка из стальных оцинкованных проволок, а в качестве экрана — оплетка из медных луженых проволок.
Кабели без оплетки прокладывают у неподвижных токопроводников во всех помещениях судна, где отсутствуют механические воздействия.
В зависимости от назначения, места прокладки и условий работы электрооборудования на судах применяют кабели следующих марок:

  1. для силовой и осветительной аппаратуры при прокладке неподвижной — КНР, КНРП, СРМ, СРБМ, КБН, КБНЭ, подвижной — НРШМ, РШМ;
  2. для цепей управления, внутрисудовой связи при прокладке неподвижной — КНРТ, КНРТП, КНРТЭ, КНЭТЭ, КНРЭТП, КСМ, КСМЭ, КСМТ, КСМТЭ, КСМЭТ, КСМЭТЭ, подвижной — МРШН, МЭРШН-50, МЭРШН-100, КУШГ, НГРШМ.

Расшифровка условных обозначений: К — кабель; Н — негорючий; Р — резиновая изоляция жил и наружная оболочка; П—стальная оплетка; С — свинцовая оболочка (для кабелей первой группы), судовой (для кабелей второй группы); М — морской (для кабелей первой группы), малогабаритный (для кабелей второй группы); Б — изоляция на основе бутилкаучука; Э (в конце марки) — экранированный, т. е. оплетка из медной луженой проволоки, Э (в середине марки) — экранированные жилы; О — облегченный; В — полихлорвиниловый шланг; Ш — шланговый; Т — телефонный.
В настоящее время на судах применяют кабели марки КНР с медными токоведущими жилами и резиновой изоляцией из негорючей маслостойкой, настритовой резины в стальных или медных оплетках.
Кабели КБН и КБНЭ по конструкции не отличаются от кабелей КНР, но у них изоляция токоведущей жилы выполнена из бутил-, каучука, а шланговая оболочка — из нейритовой резины. Внедряют новые многожильные кабели КСМ, КСМЭ с полиэтиленовой изоляцией жил и защитной оболочкой из полихлорвинила. При замене кабелей КНР новыми кабелями КБН и многожильными слаботочными снижаются (до 20%) массогабаритные показатели линий передач, повышаются допустимый нагрев токоведущей жилы, (до 85 вместо 65° С) и соответственно нормы нагрузки в 1,3 раза.
Для линий передач постоянного и переменного однофазного тока применяют одно- и двухжильные кабели, а для переменного трехфазного тока — трехжильные сечением не более 240 мм (для облегчения монтажа).
При выборе марок кабелей для судовых линий передач учитывают сечение жил, длительность нагрузки, допускаемую рабочую температуру, исполнение и конструкцию жил, экранирование, массу, допуск на отклонение диаметра. Для внутрисудовой связи и цепей управления применяют многожильные кабели.
Крепление в кассетах пучков кабеля
Рис. 87. Крепление в кассетах пучков кабеля на борту судна
На современных судах в связи с повышением электровооруженности увеличились число и сечение кабелей и соответственно — площадь для их прокладки.
Ограниченная площадь и необходимость ускорения монтажа кабелей привели к многорядной пучковой прокладке.
Для прокладки и крепления пучков кабеля к деталям корпусного набора прикрепляют подвески, называемые кассетами (рис. 87). Кассеты позволяют использовать современную технологию прокладки кабеля от распределительных устройств к приборам без промежуточной бухтовки по всей длине трассы, облегчают и ускоряют крепление. Они нормализованы по типоразмерам в зависимости от числа, диаметра и рядности пучков кабелей.
Кассета состоит из П-образного корпуса с двумя лапками и недвижного замка, который передвигается по длине корпуса в зависимости от степени заполнения. Лапками кассету приваривают к корпусным конструкциям. В зависимости от места установки лапки можно удлинять. Кассеты могут быть установлены горизонтально, наклонно, вертикально; при расположении пучков кабеля в несколько рядов допускается приварка кассеты к кассете.
При прокладке отдельных кабелей применяют скоб-мосты, перфорированные панели и скобы.
При монтаже кабелей очень важно их уплотнение в местах прохода через водонепроницаемые переборки, обеспечивающие живучесть судна при авариях. При пучковой прокладке для уплотнения кабеля устанавливают уплотнительные коробки и групповые сальники.