Стартовая >> Архив >> Судовые электрические станции и сети

Электробезопасность обслуживания - Судовые электрические станции и сети

Оглавление
Судовые электрические станции и сети
Приемники электроэнергии
Структура и классификация электроэнергетических систем
Требования к электрооборудованию
Параметры электроэнергетических систем
Генераторные агрегаты
Генераторы переменного и постоянного тока
Генераторные установки отбора мощности
Выбор мощности, числа и типов генераторных агрегатов
Системы стабилизации напряжения синхронных генераторов
Принципы постороения систем стабилизации напряжения
Системы стабилизации с фазовым компаундированием
Система стабилизации напряжения генераторов ГМС
Параллельная работа синхронных генераторов
Параллельная работа генераторов постоянного тока
Аварийные электростанции
Кислотные аккумуляторы
Щелочные аккумуляторы
Серебряно-цинковые аккумуляторы
Выбор и размещение аккумуляторов
Вращающиеся зарядные преобразователи
Выпрямительные агрегаты
Генерирование и распределение электроэнергии
Главные распределительные щиты и пульты управления
Вторичные распределительные щиты
Автоматизированные электростанции
Схемы АДУЭС
Локальные устройства автоматизации
Обслуживание ЭС
Расчеты токов короткого замыкания
Коммутационная и защитная аппаратура
Автоматические установочные выключатели
Автоматические выключатели АК
Предохранители
Пакетные выключатели и переключатели
Реле обратной мощности и тока
Электроизмерительные приборы
Схемы распределения электроэнергии и сетей
Кабели
Контроль изоляции
Защита от помех радиоприему
Электробезопасность обслуживания
Пожарная безопасность
Назначение судового освещения
Основные светотехнические величины судового освещения
Источники света судового освещения
Светильники с лампами накаливания судового освещения
Светильники судового освещения с люминесцентными лампами
Нормы и методы расчета освещенности
Сигнально-отличительные огни судового освещения
Прожекторы и электронагревательные приборы судового освещения
Обслуживание осветительных установок
Данные по судовому электрооборудованию

§ 51. ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ
Электрический ток, протекая через человеческое тело, может нанести поражения внешние (электротравмы) и внутренние (электроудары). При этом ток оказывает раздражающее действие по всему пути, а не только в местах его входа или выхода.
Воздействуя на нервные окончания, ток вызывает возбуждение нервных тканей. В том случае, если центральная нервная система справляется с полученным возбуждением, возникает активная ответная реакция (двигательная, испуг, повышенное потовыделение и т. д.). При действии тока, превышающем пределы выносливости центральной нервной системы, возможно опасное нарушение деятельности жизненных органов. При этом не обязателен смертельный предел тока.
Степень поражения электрическим током человека зависит главным образом от значения тока, его рода и частоты, продолжительности воздействия, приложенного напряжения, сопротивления и индивидуальных свойств человеческого организма.
Для человека наиболее опасен переменный ток частотой 50 Гц. При увеличении частоты опасность поражения снижается; а опасность ожога увеличивается.
Смертельным значением тока обычно считается 100 мА частотой 50—60 Гц. Человек, попавший под действие переменного тока 1—8 мА, частотой 50 Гц, не испытывает боли, управление мышцами не утрачивает. Ток 15—20 мА вызывает болезненные ощущения, управление мышцами утрачивается. При токе 20—50 мА ощущается сильная боль, сокращаются мышцы, дыхание затруднено.
Исследования сравнительной опасности постоянного и переменного тока позволили установить следующее: переменный ток частотой 50 Гц при низких напряжениях в 3—4 раза опаснее постоянного тока, а при напряжении 36 В по опасности эквивалентен постоянному току напряжением 110 В.
На судах используют пониженные напряжения переменного и постоянного тока для переносных ламп и инструмента, пультов дистанционного управления.
Опасность поражения током резко увеличивается с ростом напряжения до 200 В. При повышении напряжения до 800 В не замечается увеличения опасности поражения, она заметно повышается при напряжении более 800 В.
Сопротивление человеческого тела электрическому току зависит от сопротивления поверхностного слоя (кожных покровов) и внутренних тканей. С повышением напряжения происходит пробой рогового кожного слоя и уменьшается общее сопротивление человеческого тела. При увеличении напряжения от 10 до 50 В сопротивление возрастает до некоторого максимума, при напряжении 50—150 В оно резко снижается. При напряжении 230—300 В удельное сопротивление человеческого тела снижается до 800— 1000 Ом/см2. Его нормальное удельное сопротивление при чистом и сухом кожном покрове равно 0,04—0,1 МОм/см2.
При повышении частоты тока полное сопротивление человеческого тела уменьшается. При напряжении 100 В и выше повышение частоты не вызывает существенного изменения сопротивления. Наибольшее уменьшение сопротивления организма замечено при увеличении частоты от 50 до 400 Гц.
При частоте 400—1000 Гц сопротивление изменяется незначительно.
Проведенные на судах исследования позволили установить допустимые номинальные напряжения потребителей электроэнергии с учетом их назначения и условий эксплуатации. В зависимости от степени опасности поражения током различают судовые помещения без повышенной опасности, с опасностью повышенной и особой.
К помещениям без повышенной опасности относятся помещения, в которых относительная влажность не превышает 75% (жилые и служебные помещения, коридоры).
В помещениях с повышенной опасностью (значительная влажность, высокая температура, наличие токопроводящей пыли) существует возможность прикосновения человека одновременно к металлическому корпусу электрооборудования и металлическим предметам, соединенным с корпусом судна (машинно-котельные отделения, камбузы, румпельные отделения).
Схемы двухпроводной сети при касании токоведущего провода и корпуса элементов электрооборудования
Рис. 95. Схемы двухпроводной сети при касании токоведущего провода и корпуса элементов электрооборудования
Особо опасны помещения с высокой влажностью, имеющие химически активную среду и, кроме того, два из перечисленных условий повышенной опасности (тоннели гребных валов, коффердамы, танки, цистерны, бани и прачечные).
Условия, в которых работает судовое электрооборудование, требуют разной степени защиты от воздействия окружающей среды, а также от случайного соприкосновения обслуживающего персонала с токоведущими, нагретыми и вращающимися частями. Его выполняют в защищенном, брызгозащищенном, водозащищенном, герметическом и взрывозащищенном исполнениях. При размещении электрооборудования на судне необходимо следить за тем, чтобы его исполнение соответствовало категории помещения и условиям защиты личного состава от поражения электрическим током.
На судах применяют следующие сети: постоянного тока и однофазного переменного — двухпроводную изолированную напряжением 220 В; трехфазного переменного тока — трехпроводную изолированную напряжением 380 В.



 
« Станок шлифовально-притирочный   Тепловизоры »
электрические сети