Стартовая >> Архив >> Генерация >> Эксплуатация генераторов

Система уплотнений вала турбогенераторов - Эксплуатация генераторов

Оглавление
Эксплуатация синхронных генераторов
Элементы конструкции гидрогенераторов
Охлаждение гидрогенераторов
Системы возбуждения
Режимы работы гидрогенераторов
Развитие методов электромагнитного расчета гидрогенераторов
Вспомогательные устройства гидрогенератора
Дефекты статора гидрогенератора
Дефекты ротора гидрогенератора
Техническое обслуживание генераторного оборудования
Остановка агрегата, оборудование в резерве
Ремонты генераторного оборудования
Эксплуатация турбогенераторов
Конструктивные особенности турбогенераторов, вероятные повреждения
Конструктивные особенности ротора турбогенераторов
Система уплотнений вала турбогенераторов
Повреждения ротора турбогенераторов
Системы охлаждения турбогенераторов
Особенности пуска и набора нагрузки турбогенераторов
Нормальные режимы работы турбогенераторов
Турбогенераторы серии ТФ
Турбогенераторы серии ТВМ
Сверхпроводниковые турбогенераторы
Асинхронизированные синхронные генераторы
Турбогенераторы с воздушным охлаждением за рубежом
Диагностическое обслуживание генераторов электростанций
Оценка технического состояния гидрогенераторов
Новые отечественные методы диагностики гидрогенераторов
Новые направления и совершенствование систем диагностики турбогенераторов
Новые методы диагностики турбогенераторов
Экспертные системы диагностики генераторов

Система уплотнений вала. ТГ с непосредственным охлаждением, как и все генераторы с водородным охлаждением, снабжены уплотнениями в местах выхода вала ротора из торцевых щитов. Принцип работы уплотнений заключается в запирании водорода непрерывным встречным потоком масла в узком зазоре между вращающимся валом и неподвижным вкладышем уплотнения. Давление масла превышает давление водорода на некоторую величину.
Типы конструкций уплотнений
а б
Рис. 1 .29. Типы конструкций уплотнений: а - торцевой; б - цилиндрический;
1- вкладыш уплотнения; 2 - вал ротора; 3 - поток масла; 4 - баббитовая запивка вкладыша

Вкладыш уплотнения покрыт слоем баббита. В баббите сделана клиновидная разделка, благодаря которой между валом и вкладышем создается масляный клин. При номинальной частоте вращения в масляном слое развивается гидродинамическое усилие, которое вместе с гидростатическим усилием, создаваемым насосами маслоснабжения, отжимает вкладыш от вале.
В цилиндрических уплотнениях в качестве прижимающей силы используется только сила тяжести самого вкладыша. В уплотнениях торцевого типа прижимающее усилие может создаваться давлениями водорода, масла, пружинами.
Уплотнения цилиндрического типа требуют установки arperaia для вакуумной маслоочистки вследствие большего зазора, увеличенного расхода масла и его загрязнения. Но цилиндрические уплотнения проще в монтаже и эксплуатации, как правило, не повреждаются в режимах полусухого трения и при нарушениях маслоснабжения, нечувствительны к аксиальным перемещениям вала ротора. С цилиндрическим уплотнением выполнены генераторы мощностью 500 МВт и выше.
В генераторах мощностью 100-300 МВт применяют торцевые уплотнения, позволяющие получить относительно малые утечки водорода из генератора, что важно при повышенном давлений газа. Загрязнение масла водородом и воздухом незначительно из-за малых зазоров между валом и вкладышем. Однако монтаж торцевых уплотнений сложен, они чувствительны к тепловым расширениям вала и не допускают перерыва в снабжении маслом (при этом возникает полусухое трение, которое приводит к выплавлению баббита и повреждению поверхности вала).
Щеточно-контактный аппарат. С помощью контактных колец и аппарата щеткодержателей осуществляется питание обмотки ротора постоянным током. Конструкции и материалы контактных колец, электрощеток, щеткодержателей, траверс и систем вентиляции щеточного узла ТГ имеют большое значение для обеспечения надежной работы этого узла. Обмотка ротора соединена с контактными кольцами токоподводами и токоведущими болтами (рис. 1.30).
В современных ТГ контактные кольца расположены на валу, на самостоятельной втулке, за подшипником со стороны возбудителя. При таком расположении узла размеры контактных колец позволяют демонтировать бандаж ротора и создают удобства в эксплуатации. Контактные кольца изготавливаются из стальной поковки.

Рис. 1.30. Расположение токоподводов и контактных колец на поверхности вала:
1- токоподвод; 2 - защитная полоса; 3 - клин; 4 - кольцо изоляционное; 5 - контактные кольца

Втулка изготавливается из стальной поковки или сваркой. Сверху втулки накладывается и запекается стеклотекстопитовая изоляция. Контактные кольца на изолированную втулку насаживаются горячей посадкой и образуют единую деталь.
Для более интенсивного отвода тепла рядом с контактными кольцами устанавливаются специальные вентиляторы, а в теле колец предусмотрены вентиляционные отверстия и винтовые канавки на поверхности колец.
Контактные кольца крупных ТГ имеют широкие поверхности и позволяют разместить большое число щеток.
Электрощетка является другим основным элементом скользящего контакта. Щетки можно разделить на два вида: мягкие и твердые. Мягкие состоят из смеси меди с графитом, имеют низкие потери и применяются в основном на контактных кольцах. Твердые состоят из электрографитированного угля, имеют большой коэффициент трения и применяются в коллекторных машинах. Электрощетки должны обеспечивать скользящий контакт с минимальным искреннем, иметь высокие показатели в отношении износоустойчивости, механической прочности и вибростойкости, обеспечивать сохранность поверхности скольжения контактных колец, не вызывая их быстрого изнашивания.
В эксплуатации регулярно, не реже 1 раза в сутки, производится осмотр щеточного аппарата, обращается внимание на искрение, запыленность, износ электрощеток и нажатие пружин щеткодержателей, 1 раз в неделю измеряется вибрация контактных колец. Большое значение для хорошей работы щеточного узла имеет поддержание оптимальной температуры колец и щетки, удаление угольной пыли.
Вероятные повреждения элементов конструкции ротора и их устранение



 
« Эксплуатационные режимы водо-водяных энергетических реакторов   Эксплуатация электростанций, работающих при сверхкритических параметрах »
электрические сети