Трансформаторы мощностью 1000 кВ-А на классы напряжения 6—35 кВ должны снабжаться переставными катками для продольного и поперечного передвижения (ГОСТ 11677-75). Катки предназначены только для перекатывания трансформатора при установке его на фундамент. Трансформаторы небольшой мощности перекатывают на катках обычно на небольшие расстояния и на них же устанавливают его на фундамент. Трансформаторы больших мощностей перекатывают по рельсовому пути. От этого пути к фундаменту проложены поперечные рельсы. Трансформатор по основному рельсовому пути перекатывают до поперечных рельсов и поднимают его домкратами. Затем поворачивают на угол 90° катки или поворотные каретки и устанавливают трансформатор на поперечные рельсы. По ним трансформатор закатывают на фундамент.
Рис. 1. Серьга для тяги трансформатора.
1 — серьга; 2 — дно трансформатора; 3— стенка трансформатора.
Рис. 2. Двухполосная колея для гладких катков (а) и катков с ребордой (б).
Если уровень фундамента выше уровня основного пути, то для доставки трансформатора к рельсам фундамента применяют специальный транспортер, на который предварительно краном устанавливают трансформатор. После того как трансформатор на транспортере доставили к фундаменту, его скатывают с транспортера на рельсы фундамента и устанавливают на месте.
Передвижение трансформатора по рельсам производят плавно, без рывков со скоростью не более 3 м/мин с помощью ручной или электрической лебедки или трактора и палиспастов. Направление тягового усилия при перекатке должно совпадать с направлением перемещения. Тяговое усилие передается через тросы, закрепленные за специальные приспособления на баке (рис. 1).
Параметры приспособления и его выбор даны в табл. 1.
Таблица 1
Параметр | Полная масса трансформатора, т | ||||
до 9 | 9-36 | 36-81 | 81 — 144 | 144—200 | |
Тяговое усилие Р, кН | 36 | 144 | 324 | 576 | 728 |
Диаметр прутка, мм | 16 | 24 | 40 | 45 | 50 |
Длина прутка, мм | 104 | 165 | 235 | 305 | 355 |
Катет шва К, мм | 6 | 8 | 12 | 16 | 16 |
Длина сварного шва, мм | 30 | 80 | 110 | 150 | 185 |
Радиус серьги, мм | 25 | 30 | 50 | 60 | 65 |
Масса серьги, кг | 0,364 | 1,4 | 5,62 | 9,1 | 11,72 |
Катки позволяют перекатывать трансформатор как в направлении большой оси бака (продольное передвижение), так и перпендикулярно большой оси (поперечное передвижение). Это зависит от того, как катки установлены. Если трансформатор перекатывают по рельсам, то применяют катки с ребордой, а если по заделанным в фундамент швеллерам или двутавровым балкам, — гладкие катки. Для трансформаторов массой менее 200 т ГОСТ 11677-75 устанавливает ширину колеи для катков с ребордой (рис. 2, размер Б) 1524; 2000; 2500 и 3000 мм и расстояние между средними линиями гладких катков (рис. 61, размер А) 550; 660; 820; 1070 и 1594мм. Выбор этих расстояний между катками устанавливается в зависимости от мощности трансформаторов. Для трансформаторов массой 200 т и более стандартом установлена ширина колеи 1524 мм для продольного передвижения и 1524 и 2000 мм для поперечного. Под трансформаторами с массой 200 т и более устанавливают обычно более четырех кареток, а поперечные пути имеют три и более ниток рельсов. Поэтому размеры 1524 и 2000 мм при поперечном передвижении относятся к расстояниям между катками двух ближайших пар кареток (рис. 3).
Указанные размеры обеспечивают устойчивость трансформатора при передвижении, если правильно выбрана база (расстояние между осями катков). База должна составлять не менее 1/3 высоты трансформатора, считая от нижней точки катка до крышки бака.
Катки.
Размеры катков (диаметр но поверхности катания, длина ступицы и диаметр оси) определяют расчетным путем исходя из нагрузки на каток от массы трансформатора, деленной на число катков, применяемых для перекатки трансформатора.
Рис. 3. Трех- и четырехполосная колеи для катков с ребордой. а — при грузоподъемности каретки 200—255 т; б — то же 255—300 т.
При грузоподъемности до 10 т применяют литые чугунные катки, изготовленные из чугуна марки СЧ18-36. Чугунные катки изготовляют диаметром 100; 120; 150; 220 и 300 мм, причем катки диаметров 220 и 300 мм изготовляют как гладкими, так и с ребордой. Чугунные катки не имеют втулки в отверстии для оси. Ось вставляется непосредственно в отверстие. Концы оси катков диаметром до 150 мм вставляются в отверстия в швеллерах, приваренных к дну бака. Ось удерживается от смещения вдоль своей оси шплинтами и может вращаться в отверстиях в швеллерах. Оси таких катков не смазывают.
Рис. 4. Катки.
а — гладкие; б — с ребордой.
При грузоподъемности одного катка более 10 т применяют катки из стали 55Л-1 по ГОСТ 977-65. При такой грузоподъемности чугунные катки имели бы неоправданно большие размеры. Катки выполняют с диаметрами по поверхности катания, равными 250; 300; 350 и 400 мм. Каток диаметром 400 мм рассчитан на грузоподъемность 28 т. На рис. 63 и в табл. 20 даны размеры и грузоподъемности катков.
В отверстиях стальных катков путем наплавки бронзы марки БРКМЦЗ-1 ГОСТ 5222-72 толщиной 1,5—2 мм делается втулка. Во втулке выполняется винтовая выточка для смазки. Смазка поступает через отверстие, просверленное в оси.
Таблица 2
Материал катка | Грузоподъемность. т | Размеры, мм (рис. 4) | Масса | |||||
|
| D |
|
|
| |||
Чугун | 0,7 | 26 | 100 |
| 42 | 35 |
| 1,3 |
1,8 | 34 | 120 | — | 56 | 50 | — | 2,7 | |
3,0 | 45 | 150 | — | 65 | 55 | — | 5,2 | |
0,0 | 55 | 220 | — | 95 | 85 | — | 14,0 | |
10,0 | 75 | 300 | — | 120 | 110 | — | 41,0 | |
6,0 | 55 | 220 | 260 | 95 | 85 | 18 | 15,5 | |
10,0 | 75 | 300 | 340 | 120 | 110 | 18 | 45,0 | |
Сталь | 12,0 | 75 | 250 |
| 110 | 100 |
| 29,6 |
18,0 | 100 | 300 | — | 125 | 115 | — | 53,0 | |
22,0 | 115 | 350 | •— | 145 | 135 | — | 83,7 | |
28,0 | 115 | 400 | — | 165 | 145 | — | 113,0 | |
12,0 | 75 | 250 | 285 | 110 | 110 | 23 | 34,8 | |
18,0 | 100 | 300 | 335 | 145 | 135 | 23 | 56,7 | |
22,0 | 115 | 350 | 385 | 165 | 145 | 23 | 87,3 | |
28,0 | 115 | 400 | 435 | 165 | 145 | 23 | 116,0 | |
18,0 | 100 | 300 | 350 | 145 | 135 | 40* | 76,5 | |
22,0 | 115 | 350 | 400 | 165 | 145 | 40* | 108,5 | |
28,0 | 115 | 400 | 450 | 165 | 145 | 40* | 145,5 |
*Звездочкой отмечены катки с усиленной ребордой.
Катки с усиленной ребордой применяют в том случае, если на подстанции, где будет установлен трансформатор, продольные (основные) и поперечные рельсы находятся на одном уровне. Тогда после установки трансформатора на поперечные рельсы при его перекатке через продольные рельсы реборда катка поднимается на уровень продольного рельса и перекатывается через него. Усиленная реборда имеет ширину 40 мм вместо 18—23 мм у катков с нормальной ребордой. Если уровень поперечных рельсов выше уровня продольных, то применяют катки с нормальной ребордой.
Чугунные катки диаметром 220 и 300 мм и все остальные катки имеют неподвижные оси.
Крепление катков.
1 — дно трансформатора; г — стенка; 3 — швеллер; 4 — каток; 5 — П-образная скоба; 6 — ось катка; 7 — шплинт; 8 — болт.
У трансформаторов мощностью 25 и 40 кВ-А к дну бака приваривают пластины, а у трансформаторов мощностью 63 и 100 кВ-А — (рис. 5) швеллеры. К пластинам или швеллерам крепят чугунные катки без реборды. Узел крепления состоит из П-образной скобы 5 и оси 6 катка, концы которой входят в отверстие скобы и закрепляются с двух сторон шплинтами 7. Верхняя часть скобы имеет отверстие с резьбой, в которое ввертывается болт 8, крепящий весь узел к швеллеру. Такое крепление позволяет переставлять катки для передвижения трансформатора как вдоль, так и поперек главной оси.
Тележки.
Для трансформаторов мощностью 180—630 кВ-А на напряжения до 35 кВ, а также мощностью 1000—2500 кВ-А на напряжения до 20 кВ к дну бака должны быть приварены тележки с гладкими катками. Конструкция тележки должна допускать перестановку катков для продольного и поперечного передвижения.
При этом расстояния между средними линиями катков должны оставаться постоянными.
Катки, применяемые в тележке, закрепляются между швеллерами. Обычно четыре катка закреплены в двух парах приваренных к дну швеллеров между их вертикальными стенками.
При поперечном передвижении трансформатора ось катка вставляется в отверстия в швеллерах, а при продольном передвижении ось вставляется в отверстия вертикальных пластин, приваренных Между швеллерами (рис. 6).
Рис. 6. Крепление катка в швеллерах тележки. 1 — швеллер; 2 — ось катка;
— ограничительные втулки; 4 — пластина; 5 — каток; 6 — дно бака; 7 — стенка.
В швеллерах делают отверстия для закрепления троса, при помощи которого передвигают трансформатор. Приваренные швеллеры помимо своей основной задачи — крепления катков — выполняют и дополнительную -— усиливают дно бака трансформатора и позволяют уменьшить его толщину.