Выгрузку трансформатора рекомендуется производить мостовым или передвижным краном либо стационарной лебедкой соответствующей грузоподъемности. При отсутствии подъемных средств- разрешается выгружать трансформатор на шпальную клеть при помощи гидравлических домкратов. Выгрузка узлов трансформатора (охладителей, радиаторов, фильтров и т. д.) производится краном грузоподъемностью от 3 до 5 тс.
При выгрузке трансформаторов грузоподъемными устройствами (краном и т. д.) необходимо пользоваться стационарными стропами и траверсами соответствующей грузоподъемности, имеющими заводские клейма и прошедшими испытания. Угол наклона ветвей стропов к вертикали не должен превышать 30°. Выбор стропов производится в соответствии с указаниями и таблицей. Грузоподъемные средства должны быть испытаны и освидетельствованы в соответствии с действующими положениями. При выгрузке должно быть предусмотрено положение вводов трансформатора в соответствии с установкой на фундаменте или дальнейшего транспортирования их на место монтажа, исключающее дополнительный разворот трансформатора. Выгрузка трансформаторов при помощи гидравлических домкратов показана на рис. Общая грузоподъемность домкратов должна быть больше массы трансформатора на 25—50%. Количество домкратов выбирается по количеству упоров на баке трансформатора, специально предназначенных для этой цели. Шпальная клеть должна укладываться на уплотненный и ровный грунт, при наличии насыпного грунта под основание шпальной клети необходимо сделать щебеночную подсыпку и утрамбовать грунт. Для шпальной клети выбирают шпалы или брусья из крепкой древесины. Нижний ряд укладывается сплошным настилом так же, как и ряд, где устанавливаются гидравлические домкраты. Остальные ряды укладываются через одну шпалу.
Все шпалы и брусья должны быть скреплены между собой стальными скобами, ряды тоже скрепляются скобами. Стыки шпал устанавливаются вразбежку и надежно скрепляются. Шпальная клеть укладывается на расстоянии 2,34 м от ближайшего железнодорожного рельса. Размеры шпальной клети должны быть: высота — на 50—100 мм выше погрузочной площадки транспортера; ширина — на 1 м больше ширины выгружаемого трансформатора; длина — на длину одной шпалы (2,7 м) больше длины разгружаемого трансформатора (чтобы можно было переднюю часть клети, прилегающую к железнодорожному полотну, разобрать для перемещения транспортера).
Усилия, необходимые при стягивании трансформатора по рельсам
Транспортная масса трансформатора, т | Тяговое усилие при стягивании трансформатора р, кгс | Усилие на рабочей (ходовой) нитке троса, кгс | Усилие в стропе, кгс | Полиспаст грузоподъемностью, тс |
10 | 1200 | 660 | 850 | 2-ниточный, 5 |
20 | 2400 | 880 | 1700 | 3-ниточный, 10 |
40 | 4800 | 1320 | 3400 | 4-ниточный, 10 |
50 | 6000 | 1650 | 4250 | |
60 | 7200 | 1980 | 5800 |
|
80 | 9600 | 1760 | 6780 | 6-ниточный, 20 |
100 | 12 000 | 2200 | 8500 | |
120 | 14 400 | 2640 | 10200 |
|
Схема последовательности разгрузки трансформаторов и установки на каретки.
а — подклиновка транспортера шпалами; б — установка трансформатора на вспомогательные рельсы; в — перемещение трансформатора с транспортера на шпальную клеть; г установка трансформатора на шпальной клети; д — опускание трансформатора гидравлическими домкратами; е — перемещение на другую шпальную клеть, выложенную на рельсовом пути перемещения трансформаторов; ж — установка кареток с катками и опускание трансформатора с каретками на рельсовый путь; з — трансформатор установлен на рельсовый путь дальнейшей перекатки; 1 — железнодорожный транспортер (или автомобильный); 2 — трансформатор; 3 — опорные брусья; 4 — подклиновка транспортера шпалами (или деревянными брусками); 5 — гидравлические домкраты; 6 — упоры (скобы) для подъема трансформатора гидравлическими домкратами; 7 — вспомогательные рельсы; 8 — рельсовый путь перемещения трансформатора; 9 — накладки для соединения вспомогательных рельсов; 10 — полиспаст; 11 — земляной якорь (анкер); 12, 14 — шпальная клеть; 13 — упор, приваренный к рельсу; 15 — каретки с катками; 16 — проемы в шпальной клети.
Перемещение трансформатора с транспортера (платформы) по временно установленным рельсам (или швеллерам) на шпальную клеть производится равномерно (без рывков и толчков) электролебедкой при помощи полиспастов или трактором (С-80, С-100) с полиспастами. Рельсы предварительно должны быть смазаны тавотом. В качестве анкера можно использовать бульдозер. Тяговые усилия при стягивании трансформатора по рельсам приведены в табл., на основании их выбираются канаты и стропы по таблице.