Силовые трансформаторы мощностью 1 MBА и более устанавливают на переставных катках или поворотных каретках, которые одновременно служат для поперечного и продольного перемещения трансформаторов по территории подстанции. Трансформаторы мощностью 1—1,6 MBА класса напряжения 6—35 кВ оборудуются четырьмя гладкими переставными катками, трансформаторы большей мощности и высших классов напряжения оборудуются четырьмя или более поворотными каретками в зависимости от их массы. Схемы размещения катков и кареток в трансформаторах в зависимости от их массы показаны на рисунках 1,а—д. Расстояния между катками в трансформаторах мощностью до 1,6 MBА и ширина колеи в трансформаторах массой до 200 т приведены в таблице 1.
каретки трансформатора
а — для трансформаторов массой 200—255 т; б — для трансформаторов массой 255—300 т; в — для трансформаторов массой 300—500 т; г — двухкатковая каретка; д — однокатковая каретка
Рисунок 1 - Схемы расположения кареток трансформаторов

Таблица 1

Расстояние между средними линиями гладких катков, мм

550

660

820

1070

1594

Ширина колеи для катков с ребордой, мм

1524

2000

2500

3000

Заводы изготовляют несколько типов кареток разной грузоподъемности. Технические данные кареток указаны в таблице 2.

Таблица 2 - Технические данные поворотных кареток

Количество катков

Грузо- подъем- ность, т

Размеры, мм

Масса, кг

Н

H1

h

d

D

В*

С

L

С одним катком

12

383

321

55

75

250

130

96

18

398

346

70

90

300

155

124

22

457

396

90

100

350

180

161

12

383

321

55

75

250

130

91

18

398

346 .

70

90

300

155

120

22

457

396

90

100

350

180

157

С двумя катками

36

542

480

70

90

300

155

450

775

301

44

602

540

95

100

350

180

550

950

445

56

627

565

120

115

400

220

600

1100

575

36

542

480

70

90

300

155

450

775

290,5

* Расстояние между опорными пластинами вала катка
Каретки крепят к специально предназначенным площадкам днища трансформатора при помощи болтов и направляющих штырей. Для облегчения установки каретки и возможности ее поворота при изменении направления перемещения имеющийся на каретке поворотный болт вводят в паз опорной площадки днища.
Каретки устанавливают при помощи автокрана или автопогрузчика, как указано на рисунке 2,а, б.
разгрузка трансформатора
Рисунок 2 - Схема установки кареток при разгрузке трансформатора автопогрузчиком (а) и автокраном (б)

Если трансформатор расположен на шпальной клети, для установки кареток вначале поднимают домкратами одну сторону трансформатора и, разбирая расположенную под ней часть клети, закрепляют каретки, опускают трансформатор на рельсы. Затем аналогично располагают остальные каретки, разбирая вторую часть клети. Для установки домкратов выкладывают опорные площадки.
Перемещение трансформаторов, установленных на каретки или катки, осуществляют при помощи электролебедки или других механизмов, обеспечивающих требуемое тяговое усилие с использованием полиспаста.
Во избежание повреждения кареток и дна бака трансформатора железнодорожные пути, предназначенные для перемещения, должны быть горизонтальными, прямолинейными, не иметь переломов. Они должны быть рассчитаны на прогиб не более 2 мм на 1 м. Допускается перекатка в направлении продольной и поперечной осей трансформаторов, имеющих четыре каретки, а также вдоль поперечной оси трансформаторов, имеющих более четырех кареток по путям с уклоном до 2%. Во время перемещения необходимо следить за состоянием катков и их расположением на рельсах.
Перестановку кареток для изменения направления перемещения производят на фундаметных крестовинах. Для этого при помощи гидравлических домкратов вначале поднимают одну сторону трансформатора, после удаления болтов крепления разворачивают каретки на поворотном болте в нужном направлении и снова закрепляют их болтами. Аналогичную операцию производят, поднимая вторую сторону трансформатора.