Перевозка трансформаторов к месту установки может осуществляться железнодорожным, автомобильным, санным или водным транспортом. В каждом случае разрабатывается схема крепления трансформатора на транспортном средстве. Способ перевозки определяется габаритными размерами и транспортной массой трансформатора, удаленностью места установки, состоянием дорог и мостов и т. п. Для снижения габаритных размеров и массы, трансформаторы большой мощности перевозятся в частично демонтированном виде. Такие элементы конструкции, как высоковольтные вводы, система охлаждения, расширитель, трансформаторы тока и некоторые другие перевозятся отдельно в специальной упаковке.
При перевозке трансформаторы могут находиться в одном из следующих состояний:
1. Полностью залитые маслом со смонтированным расширителем.
2. Без расширителя с частично слитым маслом. Масло в баке должно покрывать активную часть (остов с обмотками).
3. Без масла, заполненные нейтральным газом (азотом) под избыточным давлением (порядка 5—50 кПа) при автоматической его подпитке.
4. Расширители, соединительные трубы, радиаторы, охладители, фильтры должны перевозиться с очищенной внутренней полостью и герметично закрытыми.
Перевозка трансформаторов железнодорожным транспортом
Для транспортирования трансформаторов по железной дороге используются платформы, или площадочные и сочлененные транспортеры.
Тип транспортного средства выбирается из условия грузоподъемности и вписывания в железнодорожный габарит.
Установка трансформатора на платформе должна удовлетворять требованиям равномерности загрузки и устойчивости. Предварительно, активную часть закрепляют в баке трансформатора специальными внутренними транспортными упорами. Сам бак размещают на металлическом листе с уложенными на нем деревянными брусьями и фиксируют с помощью внешних упоров и растяжек. Для контроля механических воздействий на трансформатор при транспортировании — на баке и на установочной площадке наносят контрольные метки. По сдвигу контрольных меток между собой судят об уровне воздействий. Используются также самопишущие устройства с датчиками ускорений.
Высоковольтные трансформаторы, имеющие повышенные массогабаритные показатели, перевозят на площадочных или сочлененных транспортерах. В последнем случае крепление трансформатора осуществляется за специальные проушины, предусмотренные при разработке конструкции бака. При этом трансформатор оказывается подвешенным, без опоры для дна бака.
Перевозка автомобильным транспортом
В случаях, когда место установки трансформатора располагается достаточно далеко от железной дороги, трансформатор перевозится автотранспортом. Автомобильный вид транспортирования стоит на втором месте по частоте перевозок трансформаторов.
Автоперевозка трансформаторов осуществляется на автотрейлерах и автоприцепах. Выбор трейлера или тягачей зависит от массы и размеров трансформатора. Каждой перевозке предшествует подготовка: технический расчет, прокладка и согласование трассы, организация такелажных работ и др. Важным вопросом является подготовка трассы. Иногда указанная подготовка включает в себя большой объем работ: земляных, по бетонированию и асфальтированию дорог, по перекрытию небольших рек (постройка дамб, мостов) и т. д.
В случае перевозки трансформаторов от места разгрузки с железнодорожного транспорта на автомобильный, схему погрузки и расчет крепления осуществляет заказчик.
Перевозка трансформаторов транспортом других видов
Помимо перечисленных способов, возможна также перевозка трансформатора морским и санным транспортом. Основные требования при этом аналогичны изложенным выше. Особенности санной транспортировки трансформаторов заключаются в специальной подготовке трассы, необходимости выполнения предварительных механических расчетов ее пропускной способности в зависимости от транспортной массы трансформатора и количества тягачей.
Погрузочно-разгрузочные и такелажные работы
Сразу после прибытия трансформатора на место назначения производится осмотр его и составных частей. Проверяются: состояние креплений, избыточное давление в баке, состояние бака, пломб, уплотнений, арматуры, состояние отдельно транспортируемых вводов, системы охлаждения и прочего. При наличии повреждений, составляется Акт осмотра, за подписью Заказчика и Транспортной организации.
Погрузку и разгрузку трансформаторов осуществляют двумя способами:
• краном необходимой грузоподъемности;
• с помощью шпальной клетки, полиспастов и др.
При погрузочно-разгрузочных операциях, выполняемых краном, особое внимание уделяют правильной строповке трансформатора. Схема строповки разрабатывается конструктором и приводится в сопроводительной документации. В ответственных случаях, погрузка-разгрузка осуществляется с помощью специальной траверсы, обеспечивающей равномерную загрузку стропов. Преимуществом крановой разгрузки-погрузки является минимальные временные затраты.
В случае отсутствия требуемого по грузоподъемности крана, указанные операции осуществляют при помощи стягивающих такелажных приспособлений и шпальной клети.
Шпальная клеть выкладывается из деревянных непропитанных шпал высотой примерно равной высоте установки трансформатора на платформе или транспортере. Поверх шпал укладываются рельсы, по которым осуществляется стягивание трансформатора. Число рельсов зависит от веса трансформатора и колеблется от двух до шести штук. Перемещение трансформатора производится при помощи тяговых механизмов и полиспастов или с применением специальных толкателей.
Разгрузка трансформатора с транспортного средства на рельсы осуществляется на специальные каретки. Процесс предполагает использование гидравлических домкратов, которые приподнимают трансформатор над шпальной клетью. Последняя, при этом, разбирается таким образом, чтобы освободить место для кареток. Места установки домкратов определяются конструктором.
Подъем трансформатора осуществляется поочередно сначала с одной, потом с другой его стороны. Одновременный подъем на домкратах всего трансформатора недопустим по соображениям безопасности работ. Наклон трансформатора не должен быть более 3 %, скорость перекатки по рельсам — не более 8 м/мин. Пути перекатки выполняются в соответствии с проектом, принятым заказчиком по акту.
По прибытии трансформатора на место установки необходимо в течение 10 дней произвести предварительную оценку состояния бака и изоляции трансформатора. Работы по транспортированию, а также результаты осмотра и проверок оформляются протоколом.