Европейская комиссия опубликовала свою вторую ежегодную оценку конкурентоспособности отраслей ЕС, использующих технологии возобновляемых источников энергии, и предупредила политиков о тенденции торгового баланса, с которой сталкиваются производители тепловых насосов.
В следующем году Европейская комиссия планирует разработать законопроект об упрощении выдачи разрешений на проекты в области экологически чистой энергии и выпустить «сообщение о солнечной энергии».
В недавнем документе, исследующем состояние дел в европейской технологии возобновляемых источников энергии, говорится, что возрождение производства солнечной энергии в ЕС «выглядит не слишком нереальным, учитывая текущее количество потенциальных проектов».
Комиссия подготовила свой второй ежегодный отчет о состоянии конкурентоспособности различных европейских технологий использования возобновляемых источников энергии, чтобы проинформировать партнеров ЕС - Европейский парламент и Европейский совет высокопоставленных министров стран-членов.
В документе, опубликованном на официальном веб-сайте ЕС 26 октября, подчеркивается статус блока как мирового лидера в области исследований и разработок в области солнечной энергетики, производства поликремния, эксплуатации и обслуживания фотоэлектрических проектов, а также производства компонентов баланса системы, таких как инверторы и трекеры.
Однако комиссия обращает внимание на то, что блок опустился на третье место в списке рынков «инновации с высокой добавленной стоимостью» в солнечной энергетике.
Очевидный дисбаланс в производстве солнечной энергии подчеркивается тем, что в 2019 году 12,8% рынка, принадлежащего Европе стоимостью 7,4 миллиарда евро, почти полностью приходился на производство полимеров. Так как экспорт солнечных модулей в Европу уже много лет не растет, объем импортируемых модулей из Китая и других азиатских стран вырос и в 2019 году торговый дефицит составил 5,7 млрд. евро.
Зеленые панели.
В документе отмечается, что с ростом числа европейских предприятий по производству солнечных батарей, производители из ЕС лидируют среди американских и китайских конкурентов, когда речь идет об объеме энергии, которую панели будут генерировать в течение всего срока службы, по сравнению с энергией, необходимой для их создания; наименьшей энергоемкостью; и по отдаче энергии на внедрение углерода, причем последний показатель отражает характер электроэнергии, используемой для энергии производственных процессов.
Безусловно, никому в европейской солнечной энергетике не нужно напоминать о том, как отрасль уступила свое мировое лидерство в производстве Китаю, и комиссия считает, что в ближайшее время аналогичный процесс может произойти на мировом рынке тепловых насосов, которые в основном предназначены для отопления домов и офисов.
Европа имеет сильную базу НИОКР, но когда дело доходит до тепловых насосов в целом, положительное сальдо торгового баланса в размере 249 миллионов евро, «в основном отопительных» устройства, привезенных в 2015 году, превратились в дефицит в 40 миллионов евро в прошлом году.
Что касается развертывания тепловых насосов, в документе указывается, что типичный сезонный коэффициент, равный трем для этих устройств, (т. е. на каждый произведенный кВтч тепла, требуется киловатт-час электроэнергии). Таким образом, это гарантирует конкурентоспособность тепловых насосов только на тех рынках, на которых цена на электроэнергию не более чем в три раза дороже газа. Комиссия отметила, что цены на электроэнергию в странах-членах ЕС в 1,5-5,5 раз выше, чем на ископаемое топливо, и эту проблему исполнительная власть намеревалась решить в июле, предложив поправку к Директиве ЕС по налогу на энергию, а также расширив торговлю выбросами в сектор зданий.
Большой толчок, предпринятый ЕС для развития производства литий-ионных аккумуляторов, должен привести к тому, что в 2025 году ЕС станет вторым по величине производителем аккумуляторных элементов в мире после Китая. Однако это еще больше увеличит зависимость блока от критически важных сырьевых материалов, таких как кобальт, литий, графит, кремний, титан и ниобий, а также никель, 56% которого ЕС по-прежнему импортирует. Что касается производства солнечной энергии, ЕС полностью зависит от азиатских компаний в плане оборудования линии по производству аккумуляторных элементов, а также блок «обеспокоен проблемами бора, галлия, германия и индия, особенно если планы по производству больших ячеек и модулей будут реализованы».
Цепочки поставок.
Сырьевые материалы, опять же, были главной проблемой, связанной с глобальным положением ЕС на рынке зеленого водорода, при этом в центре внимания находились южноафриканский иридий и платина, а также редкоземельные металлы из Китая. В отчете говорится, что с учетом того, что ЕС имеет сильную исследовательскую базу в области технологии электролизеров, то единственным ограничением для роста экологически чистого водорода будет производство чистой энергии, поскольку для производства одной единицы газа требуется 1,5 единицы экологически чистой электроэнергии.
В связи с необходимостью дешевой солнечной и ветряной энергии ЕС, возможно, «сосредоточит свое внимание на Ближнем Востоке и Северной Африке для импорта синтетического транспортного топлива, используемого в тяжелых грузовых автомобилях, авиации и морском судоходстве. Однако, как отметила комиссия, в ЕС также имеется обширная инфраструктура ископаемого топлива, которая может быть использована для более устойчивых вариантов.