В мире ежедневно осуществляется 400000 транзакций по продаже и покупке Биткойнов на миллиарды долларов. Потребляемое количество энергии покрывает энергоснабжение средней страны. Является ли потребление энергии Биткойном бесполезным, или это изменяет правила игры для возобновляемой энергетики?
Использование электроэнергии Биткойном по сравнению с некоторыми странами
Биткойн использует около 0,5% всей электроэнергии в мире. По оценкам, в 2020 году на майнинг Биткойнов приходилось около 67 ТВт-ч, из которых 60% составляло ископаемое топливо. Предполагается, что в 2021 году годовое потребление энергии Биткойном достигнет 170 ТВт-ч, но точные цифры невозможно определить, учитывая его децентрализованную работу. Биткойн часто называют «электрическими деньгами», так как для его выработки постоянно используется энергия. Для сравнения, по данным Управления энергетической информации США, общее потребление электроэнергии в Аргентине в 2019 году составило 125 ТВт-ч, из которых 26,5% приходилось на возобновляемые источники энергии.
После Биткойна в мире криптовалют появился Ethereum. Он отличается тем, что проверяет и записывает транзакции, что делает его платформой для приложений и новых разработок, таких как цифровые незаменяемые токены для произведений искусства и предметов коллекционирования. Согласно прогнозам, в 2021 году сеть Ether будет потреблять 76,4 ТВт-ч, исходя из текущего годового производства энергии. Наряду со многими другими более мелкими и появляющимися криптовалютами это увеличивает потребление на тераватты.
Кембриджский «индекс потребления электроэнергии биткойна» отслеживает использование энергии биткойном, однако, учитывая невозможность отслеживания за пределами структуры сети в регионах криптомайнинга, это происходит «исходя из наиболее вероятных оценок в сочетании с высокой и низкой вероятностью».
В настоящее время неверно предполагать, что Биткойн использует только источники ископаемого топлива; и по некоторым оценкам, общее использование возобновляемых источников энергии составляет 20- 30% или даже 75%. В третьем исследовании Global Cryptoasset Benchmarking Study, проведенном в Кембридже, эта цифра составляет 39%, причем большая часть приходится на гидроэлектроэнергию.
Это же исследование показало, что 62% майнинга происходит за счет гидроэнергетики, 38% - угля и 15% солнечной энергии. После запрета на добычу криптовалюты в Китае первое место в мире по добыче биткоинов занимают Соединенные Штаты (штаты Техас и Вашингтон). 35,4% «хешрейта» Биткойна - термин, используемый для описания коллективной вычислительной мощности майнеров - приходится на Соединенные Штаты, что на 428% больше с сентября 2020 года.
Интерес к Биткойну резко вырос во время великой криптомании в конце 2017 года, когда цена на Биткойн взлетела до 18000 долларов. В 2021 году Биткойн стоит в три раза больше и интерес к нему постоянно растет.
Майнинг с тераваттами.
Биткойн не стал изящной новой схемой, «погрязнув в уродливом исполнении», требующем огромных вычислительных мощностей. Однако, несмотря на все свои недостатки, он остается основной криптовалютой, и вычислительные мощности, брошенные на Биткойн, продолжают расти.
Однако он «чувствителен к своей стоимости», и, как и подобно традиционной добыче, например, меди или железной руды, майнинг не может долго работать себе в убыток. Биткойн-майнеры сталкиваются с аналогичными проблемами. Падение цен может привести к тому, что высокозатратные операции с низкой маржой станут убыточными, что регулярно случается во время взлетов и падений криптовалютного рынка. Однако оборудование слишком ценно, чтобы его не использовать - срок его службы невероятно короток.
Согласно исследованию электронных отходов, проведенному голландским центральным банком и Массачусетским технологическим институтом, срок службы первоклассного майнера составляет всего 1,29 года. После истечения этого времени майнер становится невыгодным: огромный прирост вычислительной мощности при тех же эксплуатационных расходах получают новые майнеры. При первоначальных инвестициях в тысячи долларов на один майнер рациональная экономика означает, что майнеры должны быть полностью задействованы, поэтому возобновляемые источники энергии менее привлекательными.
«Окупить инвестиции возможно только за очень короткий промежуток мало времени», - сказал Алекс де Врис, один из авторов исследования. «И если пытаться вернуть свои деньги или заботится о максимизации прибыли, то выигрышная стратегия будет заключаться в круглосуточной эксплуатации оборудования. Через некоторое время становится просто невозможно конкурировать с новыми поколениями, потому что доля становится настолько маленькой, что затраты на электроэнергию превышают количество заработанных денег, поэтому срок службы этих машин ограничен».
Периодичность и окупаемость инвестиций.
Для операторов возобновляемых источников энергии прерывистость источников энергии может быть нивелирована с помощью накопителей энергии. В исследовательской работе исследователей ARK Invest трехкомпонентная энергетическая система, включающая солнечную энергию, батарею и майнинг биткойнов, была направлена на то, чтобы показать «дополнительный инструмент монетизации энергии, который предоставляет майнинг биткойнов». Преимущество заключается в том, что биткойн-майнеры «поглощают» избыточную генерируемую энергию и отключают питание в периоды повышенного спроса или нехватки солнечной энергии.
Де Врис, администратор сайта Digiconomist, изучающий непредвиденные последствия цифровых тенденций, считает, что исследование сделало неверные предположения о вычислительной мощности, и прибыльность была завышена, так как изначально предполагалась низкая стоимость батарей и долгий срок службы майнеров.
«Очевидная проблема - просто вернуть свои деньги на майнинге биткоинов. Это достаточно сложно, потому что нужно время, чтобы заработать деньги, а каждый блок стоит тысячи долларов. Также придется инвестировать в аккумуляторные батареи, которые тоже стоят денег», - говорит де Врис.
«А если использовать возобновляемые источники энергии, что выгодно кому-то другому, придется отключать оборудование на какой-то период времени. В целом это не рационально».
Ник Картер, партнер-основатель Castle Island Ventures, венчурной компании, специализирующейся на блокчейне, приводит еще один аргумент. Он предполагает, что крупные солнечные генераторы заключат сделки с майнерами биткойнов «в течение нескольких месяцев».
«Мы говорим о крупных поставщиках солнечной энергии с гигаваттами и гигаваттами энергии, которые решили улучшить экономику своих проектов, используя биткойн в качестве альтернативного покупателя этой энергии, когда в сети на нее нет спроса», - сказал Картер.
«То, что может сделать майнинг биткойнов, - стать альтернативным покупателем этой энергии в периоды пиковой генерации и относительно низкого спроса, когда мощность будет сокращена или будет иметь отрицательную цену. И это не только теория, это действительно происходит. Эти компании используют его не по идеологическим соображениям, потому что им небезразличен Биткойн. Они используют его, потому что это второй независимый покупатель, спрос которого отличается от спроса основных потребителей сети. Такой вариант улучшит экономику, так как привлечет новых покупателей».
Картер отметил, что есть несколько ответов на вопрос, как экономика майнинга может работать с более низким коэффициентом полезного действия солнечной энергии, особенно при использовании почти устаревших биткойн-майнеров с «низкой стоимостью возможностей». «Это концепция «жизненного цикла». Вы берете новые блоки, помещаете их в центр обработки данных с высокой степенью интеграции с дорогостоящей электроэнергией, где они работают круглосуточно. А к более старым блокам подключаете более прерывистое полностью зеленое питание или питание «зеленое питание + сеть». Когда спрос в сети возрастает, или если вы имеете дело с сетью, которая имеет высокие спотовые цены в реальном времени, майнеры отключаются или получают энергию из сети в обычных условиях».
Частота поиска "Биткойн" в Google
Гидроэлектростанции советского периода
Энергетические компании в Сибири, Россия, используют сегодняшний интерес к дешевой экологически чистой энергии. Макс Матреницкий - генеральный директор и соучредитель Cyberian Mine, оператора биткойн-майнинга со штаб-квартирой в Германии, установил майнеры в Иркутске, Сибирь.
Это место выбрано не случайно. Иркутск расположен на крупных каскадных гидроэнергетических объектах советской эпохи на реке Ангара. Это единственная река, вытекающая из озера Байкал, крупнейшего в мире пресноводного водоема. Братская ГЭС круглогодично вырабатывает 4,5 ГВт, т.е. обеспечивает до 97% энергобаланса. Местный поставщик энергии «Иркутскэнерго» отмечает растущий спрос, намного превышающий первоначальные 100 МВт в 2018 году.
Матреницкий сообщил, что количество майнеров выросло за последнее время от 4 000 до 1200. Стандартный высококачественный майнер потребляет до 3250 Вт, или около 80 кВтч в день.
«Сейчас наблюдается очень сильная тенденция к использованию «зеленой» энергии», - сказал Матреницкий. «Большинство клиентов из Европы спрашивают [об обещанной возобновляемой энергии], и это важно. Мы информируем их об энергетической системе Сибири».
Доли видов генерации в биткойн-майнинге.
Оппортунизм против альтруизма.
В других случаях грань между возобновляемой энергией и пользой для окружающей среды становится сильно размытой. Компания Stronghold Digital Mining, расположенная в Пенсильвании, приобрела электростанцию на угольных отходах в штате, чтобы обеспечить энергией 1800 компьютеров, очищая и сжигая 600 000 тонн угольных отходов в год в округе Венанго.
Проект объявлен «дружественным к ЭСГ» и получает налоговые льготы от Пенсильвании для сжигания отходов, несмотря на использование печей, которым уже несколько десятилетий. По оценкам компании, на каждый добытый Биткойн приходится 200 тонн отработанного угля из проблемных угольных штабелей, которые часто самовозгораются или выщелачивают кислотные отходы в грунтовые воды.
Другие компании и майнеры сосредоточены на других местах. Limpia Creek Technologies в настоящее время обеспечивает работу майнеров Биткойнов, используя факельные, вентилируемые и выброшенные активы природного газа в Западном Техасе. Метановые газы, сжигаемые в факелах, обычно сжигаются, но использование метана для биткойн-майнеров более эффективно и более благоприятно для окружающей среды.
Имеет ли это значение?
С Биткойном гораздо сложнее повысить значимость сети, если вы никогда ее не использовали. Это влияет на большинство людей косвенно. Примерно сто миллионов человек во всем мире используют Биткойн. Остальные 6,9 миллиарда человек не имеют представления о том, для чего он нужен. Это примерно так же, как в 1994 году, когда в Интернете было всего 100 000 человек, а все остальные думали, что это странная вещь и пустая трата времени. Остается только догадываться, о конечной его цене, но он явно не исчезнет, как и вторая по величине криптовалюта Ethereum, которая стала основой многих финансовых инноваций.