Послание Европейской комиссии государству ЕС в этом году было сосредоточено на влиянии военного вторжения России в Украину, так как цены на электроэнергию в Европе резко выросли после сокращения поставок российского газа.
Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен представила государствам-членам способы для сокращения общего потребления электроэнергии, включая обязательное сокращение потребления электроэнергии минимум на 5% в пиковые часы. Государства-члены должны будут определить 10% часов с самой высокой ожидаемой ценой, сократить спрос в этот период и снизить общий спрос на электроэнергию минимум на 10% до 31 марта 2023 года.
Фон дер Ляйен также поддержала недавнее предложение о введении ограничения на доходы компаний, занимающихся возобновляемыми источниками энергии, которые производят электроэнергию по низкой цене.
«Эти компании получают доходы, о которых они никогда не думали и даже не мечтали», - заявила фон дер Ляйен. «В наше время неправильно получать необычайно рекордные доходы и прибыли, пользуясь ситуацией и наживаясь на войне за счет потребителей. В такие времена прибыль необходимо разделить и направить тем, кто в ней больше всего нуждается».
Комиссия предлагает установить лимит в 0,18 евро (0,18 доллара)/кВтч на солнечную и ветряную энергию, которые, как утверждается, больше всего выиграли от высоких цен на газ. Также предлагается ограничить использование биомассы, атомных, буроугольных электростанций и некоторых гидроэлектростанций. Ожидается, что это предложение позволит сэкономить более 140 миллиардов евро, которые будут использованы для снижения счетов потребителей.
По данным SolarPower Europe, установлен единый лимит для всего Европейского союза, однако государства-члены имеют возможность вводить дополнительные лимиты без одобрения Европейской комиссии.
«Мы сожалеем о сохранении возможности для государств-членов устанавливать более низкий предел доходов на национальном уровне. Это создает неопределенность для инвесторов и ставит под угрозу целостность и единство рынка ЕС», - заявила Наоми Шевиллард, руководитель отдела по вопросам регулирования SolarPower Europe. «Европейская комиссия должна установить общеевропейский базовый уровень пропорциональности для новых мер ограничения».
«Ограничение распространяется на выручку со всех рынков, включая двусторонние сделки, долгосрочные и краткосрочные рынки, и может быть установлено при расчете за энергию или после. Это должно позволить сохранить соглашения о покупке электроэнергии (PPA), за исключением случаев, когда они устанавливаются ниже €0,18/кВтч, предложенных комиссией. Льготные тарифы, контракты на разницу и корпоративные соглашения о возобновляемых источниках энергии защищены от ограничения. Ограничение также не распространяется на гибкие ресурсы, такие как хранилища и реагирование на стороне спроса. Демонстрационные проекты и проекты с установленной мощностью менее 20 кВт также исключены», - сообщила представитель ассоциации.
Предлагаемые ограничения доходов могут быть установлены на разных уровнях для возобновляемых и традиционных источников энергии. Нефтегазовые компании могут получить более высокий потолок дохода за каждый киловатт-час, проданный на оптовом рынке электроэнергии, из-за более высоких производственных затрат. Ожидается, что компании, работающие на ископаемом топливе, будут вносить свой вклад в виде «платы солидарности». Этот сбор будет взиматься государствами-членами ЕС с прибыли за 2022 год, которая превышает 20%-ный рост по сравнению со средней прибылью за предыдущие три года.
Ограничение доходов было классифицировано как чрезвычайная и временная мера. Комиссия планирует провести «глубокую и всеобъемлющую реформу рынка электроэнергии», чтобы устранить доминирующее влияние газа на цену электроэнергии. Комиссия объявила, что работает над созданием новой базовой цены для торговли электроэнергией взамен голландской Title Transfer Facility (TTF), которая должна отражать недавние кардинальные изменения на рынке газа.
В связи с высокими ценами на электроэнергию астрономически выросли залоговые требования для участия в биржевых торгах на рынке электроэнергии. Комиссия объявила, что будет работать с регуляторами рынка над внесением поправок в правила залога, чтобы помочь компаниям с проблемами финансирования и ликвидности, и примет меры по ограничению внутридневной волатильности цен на электроэнергию.
Фон дер Ляйен также подчеркнула важность «зеленого» водорода для нормализации энергетической ситуации в Европе.
«Водород может полностью изменить ситуацию в Европе. Мы должны перейти от нишевого рынка к массовому рынку водорода», - сказал фон дер Ляйен.
План RePowerEU, разработанный комиссией, вдвое увеличил цель по производству «зеленого» водорода до 10 миллионов тонн к 2030 году. Для достижения этой цели фон дер Ляйен объявила о создании нового европейского банка водорода, чтобы стимулировать инвестиции и обеспечить соответствие между спросом и предложением в будущем.
«Это поможет гарантировать поставки водорода, используя средства инновационного фонда», - сказала Фон дер Ляйен. «Мы сможем инвестировать 3 миллиарда евро, чтобы помочь создать будущий водородный рынок».
Фон дер Ляйен также намекнула, что реструктуризация рынка электроэнергии будет включать в себя замену существующего механизма поощрения, при котором цена входа на рынок электроэнергии определяется источниками энергии с самыми низкими эксплуатационными расходами, солнечной и ветряной энергии. Затем спрос удовлетворяется за счет выработки из этих источников до достижения необходимого объема энергии. Генераторы, продающие электроэнергию на оптовом рынке, получают цену конечного, а значит, самого дорогого поставщика электроэнергии.
«Нынешняя конструкция рынка электроэнергии основана на принципе «по заслугам», который больше не соответствует цели», - заключила фон дер Лейер. «Это касается не только потребителей. Потребители должны и в дальнейшем получать энергию из недорогих возобновляемых источников».
Комиссия также предложила ввести запрет на размещение на рынке ЕС товаров, при производстве которых использовался принудительный труд. Согласно этому постановлению, такие товары, которые уже находятся на рынке ЕС, будут немедленно изыматься. Правоприменение будет осуществляться компетентными органами государств-членов в сотрудничестве с таможенными органами на основе оценки рисков.