Основная цель конференции в Глазго состояла в том, чтобы «оставить уголь в истории». Но, как оказалось, легче сказать, чем сделать. Абзац, в котором говорится, что «борьба с изменением климата требует, чтобы мир прекратил использование угля и отказался от субсидирования ископаемого топлива» пришлось переписывать несколько раз. Формулировка была ослаблена, так как Индия, которая сильно зависит от угля, настояла на замене формулировки «поэтапный отказ» на «поэтапное сокращение».
Какую же роль играет уголь в изменении климата и в энергетической системе, и почему от него так сложно отказаться:
Почему уголь?
Уголь оказывает наибольшее влияние на климат. Больше, чем нефть и природный газ. На его долю приходится около 20% всех выбросов парниковых газов. Уголь относительно легко заменить: возобновляемые альтернативы угольной энергии доступны уже несколько десятилетий. Также в процессе сжигание угля происходит загрязнение воздуха, возникает смог, кислотные дожди, что повышает риск респираторных и онкологических заболеваний.
Кто сжигает больше всего угля?
На сегодняшний день крупнейшим потребителем угля является Китай, за ним следуют Индия и Соединенные Штаты. По данным Международного энергетического агентства, в 2019 году Китай произвел 4876 ТВт-ч электроэнергии из угля, почти столько же, сколько весь остальной мир. Но, согласно анализу Ember, аналитического центра по вопросам климата и энергетики, по уровню выбросов угля на душу населения лидирует Австралия, за ней следуют Южная Корея, Южная Африка, США и Китай.
Почему страны до сих пор сжигают уголь?
Если коротко, то потому что уголь дешевый и его много. Возобновляемые источники энергии становятся все более конкурентоспособными, но от угля не так просто избавиться. Потребность в электроэнергии в мире стремительно растет пропорционально росту населения, а возобновляемых источников энергии недостаточно, чтобы удовлетворить растущий спрос. По прогнозам МЭА, Индии для удовлетворения ожидаемого спроса на электроэнергию в ближайшие 20 лет, необходимо создать энергосистему равную энергосистеме ЕС. Статистика МЭА показывает, что в 1973 г. доля угля в мировом производстве электроэнергии составляла 38%; в 2019 году - 37%. Таким образом, роль угля в энергетическом секторе оставалась относительно стабильной на протяжении последних пяти десятилетий.
Что было согласовано по углю в Глазго?
Многие страны, в том числе островные государства, опасаются, что соглашение ООН по климату может «призвать к поэтапному отказу от угля». Но формулировка была смягчена во время переговоров из-за сопротивления Индии, и, в итоге, соглашение просто рекомендует активизировать усилия по «постепенному сокращению угольной энергетики» без установления сроков.
Что дальше с углем?
В долгосрочной перспективе у угля нет будущего, и не только из-за климатических проблем. В последнее время в США природный газ вытесняет уголь по экономическим причинам. Однако в этом году цены на уголь восстановились из-за резкого роста цен на природный газ. С момента подписания Парижского соглашения в 2015 году многие страны поставили перед собой цель добиться нулевого уровня выбросов, что часто требовало постепенного закрытия угольных электростанций, которые не оснащены дорогостоящими технологиями, улавливающими выбросы. Австрия, Бельгия и Швеция уже закрыли все угольные электростанции. Британия планирует отказаться от угля к 2024 году. По данным Центра исследований в области энергетики и чистого воздуха, заявления, сделанные во время конференции в Глазго, приведут к закрытию еще около 370 угольных электростанций по всему миру.