промышленная стратегия ЕС

Европейская комиссия опубликовала пересмотренную Промышленную стратегию. Пересмотренная Стратегия является обновлением Промышленной стратегии от марта 2020 года, и включает новые меры, направленные на более быстрое развитие и внедрение возобновляемых источников энергии. Также в ней признается стратегическая важность возобновляемых источников энергии, благодаря чему Европа станет более устойчивой и конкурентоспособной на глобальном уровне.

Пересмотренная промышленная стратегия Европы придаст новый импульс дальнейшему развитию и расширению ветроэнергетики и возобновляемых источников энергии. В прошлогодней Стратегии уже была признана «необходимость стратегического подхода к возобновляемым источникам энергии». Новая Стратегия включает конкретные предложения, в ней признается «необходимость ускорения внедрения возобновляемых источников энергии» для достижения ЕС климатических и энергетических целей.

Сегодня европейская ветроэнергетика приносит 37 миллиардов евро в ВВП ЕС. Каждая новая ветряная турбина генерирует в среднем 10 миллионов евро экономической деятельности. В Европе 248 заводов по производству турбин и их комплектующих. Производители турбин из ЕС являются мировыми технологическими лидерами, занимая 54% мирового рынка новых турбин.

С целью обеспечения климатической нейтральности ЕС планирует установить к 2050 году 1 000 ГВт наземных и 300 ГВт морских ветроэнергетических мощностей. Пересмотренная Промышленная стратегия ЕС направлена ​​на достижение таких целей за счет ускоренного строительства новых ветряных электростанций, более быстрого получения разрешений и ряда стимулов, направленных на стимулирование спроса.

В новой Стратегии признается, что получение разрешений является основным препятствием для расширения ветроэнергетики и вспомогательной инфраструктуры. Новая Лаборатория географии энергетики и промышленности должна будет решить эту проблему. Лаборатория будет разработана Объединенным исследовательским центром Комиссии в сотрудничестве с заинтересованными сторонами в промышленности. Это будет способствовать развитию инфраструктуры возобновляемых источников путем предоставления геопространственной информации о наличии возобновляемых источников энергии, энергетической инфраструктуры и центров промышленного спроса.

Наряду с этим национальным органам власти также потребуется руководство по упрощению правил и процедур выдачи разрешений.

Новая Стратегия также обязывает Комиссию устранять неоправданные барьеры для корпоративных соглашений о закупке электроэнергии (PPA), в том числе в предстоящем пересмотре Директивы по возобновляемым источникам энергии (RED). Корпорации хотят играть более активную роль в энергетическом переходе, и PPA играют ключевую роль в этом. Самым большим препятствием для PPA сегодня являются устаревшие правила в некоторых странах отношении гарантий происхождения (GO). RED должен гарантировать, что правительства предоставят ОО всем производителям возобновляемой энергии, включая тех, кто получает государственную финансовую поддержку.

Стратегия также рассматривает зависимость цепочек поставок в Европе, в том числе в сфере возобновляемых источников энергии. Ветроэнергетика уже принимает участие в Альянсе сырьевых материалов ЕС, целью которого является создание европейской цепочки поставок постоянных магнитов для ветряных турбин, содержащих редкоземельные элементы.

Большое внимание в Стратегии уделяется обезуглероживанию тяжелой промышленности. ЕС планирует запустить пилотные углеродные контракты на разницу (CCfD) для поддержки соответствующих инвестиций в экологически чистую сталь и производство возобновляемого водорода. Ветряная промышленность использует много стали и эта сталь должна быть экологически чистой.

Ветряная промышленность также приветствует четкий сигнал в Стратегии в пользу большей гибкости руководящих принципов ЕС по государственной помощи в области энергетики и окружающей среды. Это даст правительствам больше возможностей для декарбонизации промышленности. В Стратегии говорится, что промышленность должна иметь доступ к возобновляемой электроэнергии по доступным ценам. Однако необходимо обратить внимание на то, что руководящие принципы государственной помощи разрешают контракты на разницу (CfD) и аукционы по конкретным технологиям - потому что они обеспечивают более низкую стоимость возобновляемой энергии.

Стратегия признает необходимость инвестировать в обучение персонала для осуществления энергетического перехода. Сегодня в Европе в ветроэнергетике занято 300 000 человек, а к 2030 году их число увеличится до 450 000. Поэтому, чтобы обеспечить необходимое количество специалистов, например, инженеров-электромехаников и экспертов в области цифрового и передового производства, необходим активный подход к развитию персонала.

Однако один аспект новой промышленной стратегии вызывает разочарование. В ней не рассматривается негативное влияние мер торговой защиты ЕС на производственные затраты европейской ветроэнергетики.