Ремонт статорных обмоток крупных электродвигателей напряжением до 6600 В с изоляцией типа "Монолит-ЗР" (ремтриз) (рис. 1) выполняют как в условиях ремонтного предприятия, так и на ремонтной площадке. При ремонте используют: грузоподъемное средство, необходимое для установки статора в кантователь; собственно кантователь (рис. 2); источник постоянного тока (например, преобразователь типа ПСМ-1000) по ГОСТ 7237- 82*Е и испытательный стенд с трансформатором до 25 кВ.
Рис. 1. Электродвигатель ДА302
Рис. 2. Кантователь:
1 - поворотная часть; 2 - редуктор; 3 - электродвигатель; 4 - пули управления
На рабочем месте электрообмотчиков и электрослесарей, выполняющих ремонт электродвигателя с изоляцией "Монолит ЗР", должны иметься следующие приспособления и инструмент: переносная электролампа на 36 В по ГОСТ 7110- 82*Е, молоток металлический 500 г по ГОСТ 2310-77*Е, доски осадочные, молоток резиновый, осадочная картонная подушка, угольный электрод для соединения межкатушечных соединений ЭГО, иглы для бандажировки, нож, пневматический молоток (для забивки пазовых клиньев), ножницы медицинские по ГОСТ 21239-89 Е, напильник ГОСТ 1465-80*.
Необходимые электроматериалы: стеклобандажная лента 0,2 х х 17 по ТУ 6.11-22-76 (для изготовления пазовых прокладок), шнур лавсановый 05 по ТУ 384814-71, лента хлопчатобумажная ГОСТ 4514-78*, стеклолакоткань электроизоляционная марки J1C9 0,2 х 25 ± ± 1, лента стеклянная ЛЭС-0,1 по ГОСТ 5937- 81*.
Подготовительные операции
При подготовке к ремонту: производят разборку и очистку двигателя согласно инструкции по эксплуатации завода-изготовителя; отмечают паз поврежденной катушки статора и соответственно шаг обмотки, необходимый для поднятия с целью извлечения поврежденной катушки; разбирают цепную вязку верхних лобовых ветвей и разъединяют внутримашинные соединения катушек, находящихся в отмеченном шаге обмотки. При этом не отвязывают нижних лобовых частей катушек от бандажного кольца, а дополнительно укрепляют их; выбивают из пазов, входящих в шаг обмотки, пазовые клинья; подготавливают жгут из скрученной в несколько сложений хлопчатобумажной ленты, закрепив его на диаметрально противоположной стороне на станине, над поврежденным пазом; подготавливают агрегат постоянного тока для нагрева катушек током; проверяют заменяющую катушку из комплекта запасных частей (ЗИП) напряжением 19 кВ в течение 1 мин и устанавливают ее на расточке статора под шаговыми катушками, подлежащими подъему; подсоединяют выводные концы шаговых катушек (включая ремонтную) к агрегату токового нагрева; разогревают катушки до 90— 100°С (на поверхности катушки) током 200-300 А в течение 5-10 мин (одновременно все шаговые катушки, включая ремонтную):
Если на пазовых частях катушек намотан слой стеклобандажной ленты, то осторожно подрезают его ножом, не углубляясь в изоляцию катушек. При необходимости освещают паз переносной лампой.
Замена катушек обмотки статора
Извлекают верхние стороны катушек из пазов, пропуская при этом скрученный жгут под катушку с обеих сторон. Осторожно отгибают их во внутрь статора, дополнительно действуя рычагами и временно подвязывая хлопчатобумажным жгутом, закрепленным на станине. При подъеме катушек их изгиб производят только строго в головках. При подъеме шаговых катушек не допускается захватывать их плоскогубцами, чтобы не деформировать изоляцию.
Извлекают из пазов коробку из намотанного слоя стеклобандажной ленты, отслаивая от стенок. Продувают эти пазы сжатым воздухом. При этом надо учитывать, что катушка в пазовых и лобовых частях имеет жесткую изоляцию, способную растрескиваться при изгибе. Эластичной является только изоляция в головках после нагрева. При наличии на бандажном кольце гофрированной прокладки (на рис.3) ее в случае необходимости закрепляют дополнительной подвязкой лавсановым шнуром для применения при последующей укладке шаговых катушек.
Извлекают из пазов поврежденную катушку. Продувают паз воздухом.
Рис. 3. Схема крепления лобовых частей:
1 — бандажное кольцо; 2 — гофрированная стеклопластиковая прокладка; 3 - катушка; 4 — лавсановый шнур; 5 — прокладка; 6 — стеклопластиковая прокладка
Устанавливают на дно освобожденного паза стеклопластиковую прокладку (3 на рис. 4) из предварительно нарезанных отрезков стеклобандажной ленты или иного препрега. Укладывают запасную нагретую катушку из ЗИП на место извлеченной катушки, затем стеклопластиковые прокладки или просто несколько слоев отрезко.в стеклобандажной ленты или иного препрега в пазы поднятого шага.
Повторяют нагрев поднятых из пазов катушек вышеуказанным способом до 90- 100°С. Опускают шаговые катушки в пазы, производя цепную вязку лобовых частей по мере укладки катушек. Поверх опущенных катушек помещают стеклопластиковые прокладки до заполнения паза и плотно заклинивают пазы, уплотняя клиньями стеклопластиковые прокладки. Плотность заклиновки пазов считают достаточной, если клинья не перемещаются при выбивании легкими ударами молотка через гетинаксовую пластину, а при выбивании клина нормальными ударами на 80% поверхности стеклопластиковой прокладки остаются следы контакта ее с клином (выборочный контроль).
Рис. 4. Схема крепления обмотки в пазу:
1 — клин; 2 — катушка; 3 — стеклопластиковая прокладка
По мере укладки шаговых катушек (3 на рис.20) забивают между лобовыми частями дистанционные прокладки из гетинакса 6, обернутые отрезком стеклопластиковой прокладки, так чтобы слой стеклопластика осаждался и плотно прилегал с обеих сторон к лобовым частям катушки; связывают прокладки цепной вязкой лавсановым шнуром. Осаждают лобовую часть катушки на бандажнбе кольцо ударами резинового молотка, направляя при этом головку катушки так, чтобы она попадала в ту же выемку на бандажном кольце, из которого ее поднимали (2). Проверяют электрическую прочность отремонтированного шага, плавно поднимая напряжение до 15 кВ.
Соединение обмоток
Соединяют и изолируют схему согласно чертежу или схеме обмотки, снятой при разборке электродвигателя. Испытывают собранную обмотку статора напряжением 13 кВ в течение 1 мин.
При выполнении подготовительных и ремонтных операций соблюдают необходимые меры безопасности. Работы по пайке производят при работающей местной вентиляции в защитных очках, при этом электропаяльник должен быть рассчитан на напряжение не выше 42 В. При работе с агрегатом прогрева электрическим током обеспечивают необходимую плотность контактов и не разрывают их под нагрузкой во избежание поражения дугой персонала и катушки.