Размягчение обмотки статора выполняют одним из способов, суть которых изложена в ремонте. После удаления обмотки статор очищают от остатков изоляции, продувают сжатым воздухом и испытывают на потери в стали. При нормальных потерях статор устанавливают на специальную подставку или в кантователь и прочищают пазы пылесосом. Затем осматривают сердечник статора на отсутствие заусенцев, выступов, освещая пазы переносной лампой на 42 В. Проверяют контрольным калибром пазы статора.
Рис. 5. Электродвигатель серии ДА304:
1 — вал ротора; 2 — активная сталь ротора; 3, 9 — диффузор; 4 — обмотка статора; 5 — закрытие; 6 — активная сталь статора; 7 — воздухоохладитель; 8 — кожух; 10 — вентилятор; 11 — коробка выводов
К рабочему месту ремонта статора доставляют заготовленные и нарезанные на механических ножницах изоляционные материалы. Восстанавливают поврежденную изоляцию, бандажные кольца устанавливают на кронштейны. Укладывают в пазы статора три катушки первого шага нижнего ряда, выдержав вылет лобовых частей согласно чертежу (или размеру), выполненному перед демонтажом обмотки. Вылет лобовой части проверяют специальным шаблоном. Проверяют щупом зазор между нижней стороной катушки и бандажным кольцом. При зазоре до 5 мм на бандажное кольцо прибандажировывают прокладки из стеклотекстолита. Ликвидировать зазор путем подтачивания катушки к бандажному кольцу не разрешается, так как это может повредить изоляцию катушки. При зазоре больше 5 мм проверяют правильность установки бандажного кольца или его заменяют.
Укладывают в соответствующие пазы термометры сопротивления.
Перед укладкой обмотки в пазы статора в термостат с нагревом до 160 С помещают подготовленные катушки и подогревают в течение 30 мин до 100— 110 С на поверхности катушки (температура в термостате при этом должна быть 120— 130°С - по прибору). Допускается нагревать катушки от агрегата постоянного тока, обеспечивая плотность тока 8 А/мм2, до 90°С (на поверхности катушек, измеряя термометром с диапазоном измерения 0-150°С). Время нагрева катушек определяют исходя из конкретных условий.
В пазы статора укладывают прокладки в соответствии с чертежом (рис. 3). Длина прокладок должна быть не более длины железа статора. При гильзовом исполнении корпусной изоляции толщина прокладки между катушками должна быть не менее 3 мм, а для непрерывного исполнения не менее 2 мм.
Операцию укладки катушек выполняют одновременно двое рабочих, находящихся с обеих сторон статора. Первым пазом условно считают паз, в который временно укладывают верхнюю сторону первой катушки. Укладку последующих катушек выполняют по часовой стрелке, считая со стороны выводных концов.
Извлекают нагретую катушку из термостата и промазывают парафином ее пазовую часть. Отсчитав от первого паза по часовой стрелке количество пазов по шагу обмотки, укладывают нижнюю сторону первой катушки, опуская ее до половины паза. Затем верхнюю сторону этой катушки укладывают в первый паз, осадив ее до половины паза посредством осадочной доски и деревянного молотка, после чего осаживают на дно паза нижнюю сторону первой катушки. В таком порядке укладывают первый шаг. При необходимости выполняют рихтовку катушек рихтовочной вилкой, держа ее только за лобовую часть.
При выполнении осадки пазовой части катушки обращают внимание на то, чтобы осадочная доска была приложена ко всей длине пазовой части, а на лобовые части при необходимости можно воздействовать только молотком с резиновым вкладышем, нанося удары только по прямолинейной части вылета. При укладке катушек стремятся выдерживать одинаковый вылет лобовых частей с обеих сторон статора, а также следят за состоянием выводных концов и головками катушек, выравнивая их в горячем состоянии, обращая внимание на расстояние между лобовой частью катушки и бандажным кольцом.
На бандажном кольце фиксируют нижнюю сторону лобовой части катушки лавсановым шнуром, пропитанным в лаке. Шнур протягивают иглой с затяжкой каждого оборота прочным углом, выполняя не менее 6-8 оборотов. Дистанционные прокладки, устанавливаемые на лобовые части катушек, подбирают так, что они плотно прилегали к обеим соседним катушкам. Уложив в паз нижнюю сторону первой катушки первого шага и положив на нее прокладку (см. рис. 3), укладывают в этот паз верхнюю сторону первой катушки второго шага, нижнюю сторону этой катушки укладывают по шагу и осаживают ее на дно паза, используя осадочную доску и деревянный молоток.
Аналогично вышеизложенному укладывают в статор все катушки до последнего шага. Для укладки последнего шага катушек поднимают и укрепляют верхние стороны катушек первого шага, прогрев их предварительно током плотностью 8 А/мм2 от агрегата постоянного тока до 75-80°С на поверхности катушки. Извлекают верхние стороны катушек первого шага по одной, осторожно отгибая их внутрь статора, и временно подвязывают к лобовым частям уложенных катушек скрученной вдвое хлопчатобумажной лентой. Контроль нагрева ведут термометром, приложенным к лобовой части катушки. Укладывают в пазы электроизоляционные прокладки соответствующей толщины (см. рис. 3) и опускают поднятые верхние стороны катушек, разогревая каждую вышеуказанным способом. При необходимости производят уплотнение уложенных катушек по ширине паза волнистым полупроводящим стеклотекстолитом. Для этого измеряют щупом зазор и, если значение его более 0,4 мм, уплотняют полупроводящим стеклотекстолитом СТЭФ-ПВ, укладывая прокладки длиной от 50 до 200 мм с любой стороны паза. Зазор между гребнем волны и стенкой паза не должен превышать 0,2 мм.
Укладку обмотки завершает заклиновка пазов гетинаксовыми клиньями. При этом подкладывают под клин прокладки необходимой толщины, обеспечивая плотную посадку клина. При необходимости выполняют уплотнение прямолинейных вылетов катушек прокладками и обвязку их согласно чертежа. Заклиновку пазов производят с обеих сторон статора ударами молотка по клину через деревянные или текстолитовые подбойки, обеспечивая размещение клиньев в пазу так, чтобы прорези в клинья совпадали с вентиляционными клапанами в активной стали статора. При необходимости крайние клинья обвязывают лавсановым шнуром, закрепляют вязки и промазывают их клеем»
Проверяют плотность заклиновки пазов: она считается достаточной, если клинья не перемещаются при выбивании клина из паза легким ударом молотка через деревянную или гетинаксовую пластину. Допускается дрожание среднего клина при простукивании легкими ударами молотка по пазовым клиньям (на отдельных участках не более 30% всей длины клина). На крайних клиньях дрожание недопустимо.
Охлаждают обмотку до температуры окружающего воздуха в течение 10-12 ч и испытывают ее электрическую прочность и отсутствие виткового замыкания на испытательном стенде, куда перемещают статор вместе с кантователем. Мегаомметром на 500 В проверяют термометры сопротивления на цепи и отсутствие замыкания на корпус.
Выполняют соединение катушек в катушечные группы согласно схеме обмотки. Необходимое количество катушек, размещенных в соседних пазах, соединяют в катушечную группу так, чтобы начало первой катушки было соединено с концом второй катушки и т.д. Перед соединением катушки рычажными ножницами обрезают излишки выступающих концов катушек, соединяемых в катушечную группу. Затем загибают концы каждой соединяемой пары катушек и укладывают их внахлест друг на друга, обеспечивая нахлест равный или чуть больший ширины проводника. Нарезают гибкий провод для выводных концов и зачищают концы.
Соединяют катушечные группы между собой попарно, по направлению часовой стрелки, приняв любую катушечную группу за первую. Соединив концы катушечных групп, выводят их на шину перемычками, сечение которых подбирают одинаковым с медью в катушках. Запаивают места соединений припоем марки ПМФ-9, очищают обмотку от капель припоя, затем изолируют места соединений и выводные концы. Пропаивают наконечники на выводных концах. Укладывают прокладки между рядом находящимися межполюсными соединениями и обвязывают их стеклочулком ЛСЭ4 (б) диаметром 2 мм, а затем промазывают обвязку и межполосную изоляцию клеем ЭК-2 или 88-Н (ТУ 38.1051061-82).
Очищают статор от остатков изоляционных материалов, обрезков меди, капель припоя и других посторонних предметов. Прочищают обмотку статора пылесосом.
Испытывают корпусную изоляцию обмотки и на отсутствие витковых замыканий. При положительных результатах испытания покрывают лобовые части обмотки эмалью ГФ-92-ХС и сушат на воздухе до прекращения отлипа. Затем статор извлекают из кантователя и подают на сборку электродвигателя.