Входной контроль электродвигателей
Целью входного контроля электродвигателей, поступающих на АЭС с электромашиностроительных заводов, является проверка соответствия их качества требованиям нормативно-технической документации.
Входной контроль осуществляется службой входного контроля АЭС, организационная структура которой определяется в зависимости от объема работ по входному контролю. В своей работе служба входного контроля руководствуется: положением о подразделениях входного контроля, в котором определены основные задачи, права и обязанности работников; организационной формой проведения контроля; нормативно-техническими документами по входному контролю, действующими на АЭС и учитывающими основные положения ГОСТ 24297-87.
Служба входного контроля осуществляет контроль поступающих электродвигателей и дает заключение о возможностях передачи в монтаж. Если качество электродвигателей не соответствует предъявляемым требованиям, то составляется рекламационный акт, который в установленные правовыми нормами сроки предъявляется заводу-изготовителю.
Основными задачами входного контроля являются:
проверка наличия сопроводительной документации на электродвигатели, которые подтверждают качество и комплектность электродвигателей;
контроль соответствия качества и комплектности электродвигателей требованиям конструкторской и нормативно-технической документации;
периодический контроль за соблюдением правил и сроков хранения электродвигателей.
Входной контроль проводят на специально отведенном участке, оборудованном необходимыми средствами контроля, измерений, испытаний, а также отвечающем требованиям безопасности труда.
Расконсервация и переконсервация электродвигателей
Электродвигатели расконсервируют в следующих случаях: частично или полностью — при переконсервации по истечении гарантийного срока консервации;
частично или полностью - при очередном осмотре с целью проверки отсутствия коррозии на поверхностях;
полностью — перед монтажом или при подготовке электродвигателя к работе после нахождения в длительном резерве.
Вскрытие упакованного электродвигателя и его узлов, осмотр и переконсервацию выполняют в чистом помещении при относительной влажности не выше 70 % и температуре от 15 до 25° С без конденсации влаги, при более высокой температуре относительная влажность должна быть ниже. Резкие колебания температуры при расконсервации и переконсервации не допускаются, так как это может вызвать конденсацию влаги на консервируемой поверхности. К поверхности, подготовленной к консервации, и к законсервированной поверхности нельзя прикасаться незащищенными руками. Консервацию производят сразу после подготовки поверхности в чистых хлопчатобумажных или резиновых перчатках. В зависимости от конкретных условий в технически обоснованных случаях допустимо производить вскрытие и осмотр в сухой период года под навесами. Виды условий хранения электродвигателей установлены требованиями ГОСТ 15150-69*. Условия хранения подразделяются на легкие (Л), средние (С), жесткие (ЖЗ) и (Ж2) и особо жесткие (ОЖ2), (ОЖЗ) и (ОЖ1). В зависимости от вида упаковки электродвигателя и его узлов, а также условий хранения изменяется гарантийный срок консервации. В табл. 1 приведена рекомендованная заводом "Сибзлектротяжмаш" длительность хранения электродвигателей серии 4АЗМ до переконсервации.
При расконсервации необходимо использовать следующие основные приемы:
консистентные смазки удаляют деревянным шпателем, остатки смазки удаляют бязью, смоченной бензином или уайт-спиритом;
жидкие смазки, как правило, не требуют расконсервации, но при необходимости их удаляют бязью, смоченной бензином Б-70 или уайт- спиритом;
тонкопленочное ингибированное покрытие удаляют механическим способом: надрезают и снимают;
Таблица 1. Длительность хранения электродвигателей серии 4АЗМ до переконсервации
Климатическое исполнение двигателя | Вид упаковки двигателя | Условия хранения | Длительность хранения до переконсервации, годы | |
двигателя | запасных частей | |||
УХЛ4 | Без тары | 1(Л) 2(C) | 2 | 5 |
УХЛ4 | Ящик деревянный, чехол с использованием влагопоглотителя | 1(Л) 2(C) | 3 3 | 5 |
УХЛ4 | Ящик с деревянным каркасом, обшитый древесно-волокнистой плитой | МЛ) 2(C) | 3 3 | 5 3 |
Т4 | Ящик деревянный, чехол с использованием влагопоглотителя | 3(ЖЭ) | 3 | 5 |
Сушку поверхностей электродвигателя выполняют на воздухе при температуре 15—25 °С или протирают чистой сухой бязью или ветошью. При невозможности применения бензина целесообразно применять спирто-ацетоновую смесь в массовом отношении 6:1. Расконсервацию выполняют в соответствии с табл. 2.
В зависимости от конструктивного исполнения в отдельных случаях для расконсервации необходимо выполнить частичную разборку электродвигателя. Для электродвигателей серии 4АЗМ частичную разборку выполняют в следующем объеме и последовательности. Отворачивают и демонтируют приспособление, фиксирующее положение ротора на период транспортировки, которой закреплено на корпусах подшипников. Последовательно разбивают и снимают: крышки подшипников 14. скребки с верхних половин вкладышей (для электродвигателей с кольцевой смазкой), верхние половины вкладышей 11. На короткий конец вала устанавливают трубу-удлинитель, предварительно обмотав электрокартоном вал с целью предотвращения его повреждения. Приподняв ротор на домкратах, выводят нижние половины вкладышей 11. После выполнения частичной разборки электродвигателя промывают бензином, тщательно сушат и протирают масляные камеры и половины вкладышей подшипников, маслоподающие кольца и скребки, рабочий конец вала, шейки вала под вкладыши, лабиринтные уплотнения, наконечники и опорные изоляторы выводов обмотки статора, стекла указателей уровня масла в подшипниках и таблички, установленные на двигателе.
Таблица 2. Объем и последовательность расконсервации электродвигателей
Наименование сборочных единиц и деталей | Объем и последовательность расконсервации |
Электродвигатели в разборном виде | |
Шейки и концы валов, полумуфты | Снимается обертка |
Контактные кольца | Снимается тонкопленочное инги- бированное покрытие или смазка |
Коллектор | Снимается обертка, протирается бязью, смоченной спирто-ацетоновой смесью |
Стояковые е подшипники: разъемы, расточки, замки, гнездовые отверстия, вкладыш | Удаляется смазка |
Места разъемов соединительных шин, отправляемых в разъединенном вводе | То же |
Траверса | Щетки освобождаются от обертки парафинированной бумаги |
Заводские щитки | Снимается бумага, удаляется смазка |
Электродвигатели в собранвом виде | |
Опорные поверхности станины | То же |
Подшипниковый узел: вкладыши подшипника скольжения вместе с шейкой вала | Заливается подшипник подогретым до 105 — 110 С жидким смазочным маслом. Повертывается вал на четыре-пять оборотов. Излишки масла удаляются |
Смазочные кольца | Освобождаются от обвязки киперной лентой |
Свободные концы выводных шин | Снимается обертка |
Коллектор | Протирается бязью, смоченной спир- тоацетоновой смесью |
Контактные места разъемов соединительных шин, отправляемых в разъединенном виде | Снимается обертка, удаляется смазка |
Контактные кольца, фланцы, полумуфты, концы валов | Снимается обертка, удаляется тонкопленочное ингибированное покрытие |
Заводские щитки | Снимается бумага, удаляется смазка |
Консервационную смазку наносят кистью в два слоя крест накрест или окунанием. Пушечную смазку наносят в разогретом состоянии при температуре от 100 до 120 "С. Толщина слоя смазки должна быть не менее 0,5 мм. Покрытие должно быть сплошное без пропусков. Сборку выполняют в последовательности, обратной разборке. При отсутствии рекомендуемых смазок допускается использование других смазок, обеспечивающих сохранность консервируемых поверхностей в течение необходимого времени.
Переконсервацию выполняют: по истечении срока действия консервации; при периодических осмотрах с целью восстановления поврежденных покрытий и упаковки.
После расконсервации осматривают поверхность электродвигателя и проверяют отсутствие коррозии на металлических поверхностях. В случае обнаружения следов коррозии:
поверхности полированных стальных деталей зачищают мелкой шлифовальной шкуркой, смоченной индустриальным маслом 12 или 20, а затем полируют пастой (пасту полировочную смешать перед употреблением с маслом в соотношении 3 массовые части пасты и 1 массовая часть масла);
поверхности деталей из цветных металлов и сплавов, не имеющих гальванических покрытий, зачищают мелкой шлифовальной шкуркой, смоченной в индустриальном масле 12 или 20.
Поверхности, очищенные от коррозии, обезжиривают бензином Б-70 или уайт-спиритом и затем протирают чистой сухой бязью.
Консистентные смазки наносят на поверхность следующим образом: углеводородные (загущенные твердыми углеводородами) — окунанием, кистью, тампонами в разогретом состоянии до 110-120 °С;
мыльные (загущенные мылами высших жирных кислот) — штапелем, тампоном, кистью в холодном состоянии.
Жидкую консервационную смазку наносят в холодном состоянии окунанием, кистью, тампоном; для консервации труднодоступных поверхностей используют шприц или масленку.
Для предотвращения стекания излишков смазки на изоляцию обмоток и контактные поверхности ее необходимо наносить тонким слоем. Ингибитированное пленочное покрытие наносят кистью (при вязкости 120—150с) в два слоя с общей толщиной покрытия не менее 100 мкм. Каждый слой покрытия сушат при температуре окружающего воздуха 15-25° С в течение 1,5-2 ч. Переконсервацию электродвигателей выполняют в соответствии с табл. 3, а электродвигателей ВАЗ 215/109-6АМ05 - по рекомендации завода-изготовителя согласно табл. 4.
Таблица 3. Объем и последовательность переконсервации электродвигателей
Наименование сборочных единиц и деталей | Объем и последовательность переконсервации |
Электродвигатели в разобранном виде | |
Шейки и концы валов, полумуфты, контактные кольца | Наносится тонкопленочное ингибированное покрытие (три слоя) или пластичная смазка. |
Коллектор | Обертывается парафинированной бумагой, затем полиэтиленовой или поливиниловой пленкой, а сверху электроизоляционным картоном. Обвязывается киперной или липкой стеклянной лентой |
Стояковые подшипники: разъемы, расточки, замки, гнездовые отверстия, вкладыши | Наносится жидкая смазка |
Места разъемов - соединительных шин, отправляемых в разъединенном виде | Наносится жидкая смазка. Обертывается парафинированной бумагой. Обвязывается киперной или липкой стеклянной лентой |
Траверса | Поднимаются пружины щеткодержателей. Вынимаются щетки из обойм щеткодержателей (жгутики не отсоединяются) . Обвертывается каждая парафинированной бумагой щетка (не нарушая зеркало щетки). Закрепляются щетки от перемещения с помощью стеклотекстолитовых прокладок, к которым прикрепляются группы щеток лавсановым шнуром или стеклошнуром. |
Заводские щитки | Наносится жидкая смазка. Покрывается парафинированной бумагой |
Электродвигатели в собранном виде | |
Статор: опорные поверхности станины и корпуса | Наносится пластичная углеводородная смазка. Покрывается парафинированной бумагой |
Места разъемов соединительных шин, отправляемых в разъединенном виде | Наносится жидкая смазка. Обертывается парафинированной бумагой. Обвязывается киперной или липкой стеклянной лентой |
Наименование сборочных единиц и деталей Объем и последовательность переконсервации
Таблица 3 (продолжение)
Свободные концы выводных шин у коробки выводов открытого типа, неизолированные свободные концы обмотки статора, поверхности перемычек, шин и хомутиков | Обертывается парафинированной бумагой. Обвязывается киперной или липкой стеклянной лентой |
Ротор: коллектор | Протирается спиртоацетоновой смесью. Обертывается парафинированной бумагой, затем полиэтиленовой пленкой, а сверху электроизоляционным картоном толщиной 0,3 мм. Обвязывается киперной или липкой стеклянной лентой |
Контактные кольца: из стали | Наносится тоикопленочное ингибиро- ванное покрытие (три слоя) или пластичная смазка. Обертывается парафинированной бумагой. Обвязывается киперной или стеклянной лентой |
из бронзы | Обертывается парафинированной бумагой |
из металлокерамики | Обвязывается кипериой или липкой стеклянной лентой |
Концы валов, фланцы, полумуфты (сопрягаемых поверхностен) | Наносится тонкопленочное ингибиро- ванное покрытие или пластичная смазка |
Отверстия проходные | Наносится жидкая смазка |
Траверса: | Поднимаются пружины щеткодержателей. Вынимаются щетки из обойм. Обертываются щетки парафинированной бумагой (каждая отдельно, не нарушая зеркало щеток). Щетки кладутся на обоймы и прижимаются рычажками щеткодержателей. Обертываются бракеты парафинированной бумагой. Обвязываются киперной или липкой стеклянной лентой |
при затрудненном доступе к контактному устройству | Приподнимаются щетки. Опускаются на обернутый картоном коллектор и прижимаются рычажками |
Таблица 3 (окончание)
Наименование сборочных единиц и деталей | Объем и последовательность переконсервации |
Подшипниковый узел: | Наносится жидкая смазка |
Подшипники качения | Используется пластичная смазка, закладываемая в подшипники при сборке |
Указатель течения масла | Обертывается парафинированной бумагой. Обвязывается киперной или стеклянной лентой |
Свободные резьбовые отверстия (глухие и проходные) | Наносится жидкая смазка |
Заводские щитки | Наносится жидкая смазка. Покрывается парафинированной бумагой |
Маслоохладители (внутренняя поверхность корпуса маслоохладителя) | Наносится жидкая смазка путем заливки ее в патрубок |
Фильтры масляные и воздушные | Наносится жидкая смазка |
Указатель уровня жидкости (поверхность корпуса) | То же |
Резиновые прокладки | Припудриваются тальком |
Таблица 4. Объем и последовательность переконсервации электродвигателей ВАЗ 215/ 109-6АМ05
Консервируемая поверхность | Объем и последовательность |
Обработанные поверхности, не защищенные лакокрасочными покрытиями | Очищают и обезжиривают поверхность и наносят кистью смазку АМС-3 |
Поверхности трения сегментов подпятника, направляющих подшипников, торцевого и радиального уплотнений | Подготавливают поверхность и наносят кистью смазку K-17, упаковывают в парафинированную бумагу |
Таблички технических данных | Подготавливают поверхность, наносят смазку АМС-3, закрывают парафинированной бумагой |
Поверхности конца вала, рабочие поверхности втулки подпятника и втулки направляющего подшипника, кольца конические крепления маховика и конические поверхности маховика | Подготавливают поверхность, наносят смазку АМС-3, оборачивают парафинированной бумагой, лакотканью ЛХММ. Оборачивают льняной мешковиной и обвязывают шнуром |
Детали масло- и водопровода | Подготавливают внутреннюю поверхность патрубков на длине 100 мм от фланцев и наносят смазку К-17 |
Термопреобразователи сопротивления ТСМ-410-01 | На резьбовую поверхность наносят смазку K-17. Оборачивают парафинированной бумагой и обвязывают шнуром |
Крепежные детали, муфта тахометра, фланец нажимной маховика | Подготавливают поверхность и наносят смазку K-17, оборачивают парафинированной бумагой и обвязывают шнуром |
Сегменты подпятника и направляющих подшипников, кольца торцевого и радиального уплотнения (из комплекта ЗИП) | Подготавливают рабочие и резьбовые поверхности и наносят смазку K-17, оборачивают парафинированной бумагой и мешковиной, обвязывают льняным шнуром |