Содержание материала

Входной контроль электродвигателей

Целью входного контроля электродвигателей, поступающих на АЭС с электромашиностроительных заводов, является проверка соответствия их качества требованиям нормативно-технической документации.
Входной контроль осуществляется службой входного контроля АЭС, организационная структура которой определяется в зависимости от объема работ по входному контролю. В своей работе служба входного контроля руководствуется: положением о подразделениях входного контроля, в котором определены основные задачи, права и обязанности работников; организационной формой проведения контроля; нормативно-техническими документами по входному контролю, действующими на АЭС и учитывающими основные положения ГОСТ 24297-87.
Служба входного контроля осуществляет контроль поступающих электродвигателей и дает заключение о возможностях передачи в монтаж. Если качество электродвигателей не соответствует предъявляемым требованиям, то составляется рекламационный акт, который в установленные правовыми нормами сроки предъявляется заводу-изготовителю.
Основными задачами входного контроля являются:
проверка наличия сопроводительной документации на электродвигатели, которые подтверждают качество и комплектность электродвигателей;
контроль соответствия качества и комплектности электродвигателей требованиям конструкторской и нормативно-технической документации;
периодический контроль за соблюдением правил и сроков хранения электродвигателей.
Входной контроль проводят на специально отведенном участке, оборудованном необходимыми средствами контроля, измерений, испытаний, а также отвечающем требованиям безопасности труда.

Расконсервация и переконсервация электродвигателей

Электродвигатели расконсервируют в следующих случаях: частично или полностью — при переконсервации по истечении гарантийного срока консервации;
частично или полностью - при очередном осмотре с целью проверки отсутствия коррозии на поверхностях;
полностью — перед монтажом или при подготовке электродвигателя к работе после нахождения в длительном резерве.
Вскрытие упакованного электродвигателя и его узлов, осмотр и переконсервацию выполняют в чистом помещении при относительной влажности не выше 70 % и температуре от 15 до 25° С без конденсации влаги, при более высокой температуре относительная влажность должна быть ниже. Резкие колебания температуры при расконсервации и переконсервации не допускаются, так как это может вызвать конденсацию влаги на консервируемой поверхности. К поверхности, подготовленной к консервации, и к законсервированной поверхности нельзя прикасаться незащищенными руками. Консервацию производят сразу после подготовки поверхности в чистых хлопчатобумажных или резиновых перчатках. В зависимости от конкретных условий в технически обоснованных случаях допустимо производить вскрытие и осмотр в сухой период года под навесами. Виды условий хранения электродвигателей установлены требованиями ГОСТ 15150-69*. Условия хранения подразделяются на легкие (Л), средние (С), жесткие (ЖЗ) и (Ж2) и особо жесткие (ОЖ2), (ОЖЗ) и (ОЖ1). В зависимости от вида упаковки электродвигателя и его узлов, а также условий хранения изменяется гарантийный срок консервации. В табл. 1 приведена рекомендованная заводом "Сибзлектротяжмаш" длительность хранения электродвигателей серии 4АЗМ до переконсервации.
При расконсервации необходимо использовать следующие основные приемы:
консистентные смазки удаляют деревянным шпателем, остатки смазки удаляют бязью, смоченной бензином или уайт-спиритом;
жидкие смазки, как правило, не требуют расконсервации, но при необходимости их удаляют бязью, смоченной бензином Б-70 или уайт- спиритом;
тонкопленочное ингибированное покрытие удаляют механическим способом: надрезают и снимают;
Таблица 1. Длительность хранения электродвигателей серии 4АЗМ до переконсервации


Климатическое исполнение двигателя

Вид упаковки двигателя

Условия хранения

Длительность хранения до переконсервации, годы

двигателя

запасных частей

УХЛ4

Без тары

1(Л) 2(C)

2

5
3

УХЛ4

Ящик деревянный, чехол с использованием влагопоглотителя

1(Л) 2(C)

3 3

5
3

УХЛ4

Ящик с деревянным каркасом, обшитый древесно-волокнистой плитой

МЛ) 2(C)

3 3

5 3

Т4

Ящик деревянный, чехол с использованием влагопоглотителя

3(ЖЭ)

3

5

Сушку поверхностей электродвигателя выполняют на воздухе при температуре  15—25 °С или протирают чистой сухой бязью или ветошью. При невозможности применения бензина целесообразно применять спирто-ацетоновую смесь в массовом отношении 6:1. Расконсервацию выполняют в соответствии с табл. 2.
В зависимости от конструктивного исполнения в отдельных случаях для расконсервации необходимо выполнить частичную разборку электродвигателя. Для электродвигателей серии 4АЗМ частичную разборку выполняют в следующем объеме и последовательности. Отворачивают и демонтируют приспособление, фиксирующее положение ротора на период транспортировки, которой закреплено на корпусах подшипников. Последовательно разбивают и снимают: крышки подшипников 14. скребки с верхних половин вкладышей (для электродвигателей с кольцевой смазкой), верхние половины вкладышей 11. На короткий конец вала устанавливают трубу-удлинитель, предварительно обмотав электрокартоном вал с целью предотвращения его повреждения. Приподняв ротор на домкратах, выводят нижние половины вкладышей 11. После выполнения частичной разборки электродвигателя промывают бензином, тщательно сушат и протирают масляные камеры и половины вкладышей подшипников, маслоподающие кольца и скребки, рабочий конец вала, шейки вала под вкладыши, лабиринтные уплотнения, наконечники и опорные изоляторы выводов обмотки статора, стекла указателей уровня масла в подшипниках и таблички, установленные на двигателе.
Таблица 2. Объем и последовательность расконсервации электродвигателей


Наименование сборочных единиц и деталей

Объем и последовательность расконсервации

Электродвигатели в разборном виде

Шейки и концы валов, полумуфты

Снимается обертка

Контактные кольца

Снимается тонкопленочное инги- бированное покрытие или смазка

Коллектор

Снимается обертка, протирается бязью, смоченной спирто-ацетоновой смесью

Стояковые е подшипники: разъемы, расточки, замки, гнездовые отверстия, вкладыш

Удаляется смазка

Места разъемов соединительных шин, отправляемых в разъединенном вводе

То же

Траверса

Щетки освобождаются от обертки парафинированной бумаги

Заводские щитки

Снимается бумага, удаляется смазка

Электродвигатели в собранвом виде

Опорные поверхности станины

То же

Подшипниковый узел: вкладыши подшипника скольжения вместе с шейкой вала

Заливается подшипник подогретым до 105 — 110 С жидким смазочным маслом. Повертывается вал на четыре-пять оборотов. Излишки масла удаляются

Смазочные кольца

Освобождаются от обвязки киперной лентой

Свободные концы выводных шин

Снимается обертка

Коллектор

Протирается бязью, смоченной спир- тоацетоновой смесью

Контактные места разъемов соединительных шин, отправляемых в разъединенном виде

Снимается обертка, удаляется смазка

Контактные кольца, фланцы, полумуфты, концы валов

Снимается обертка, удаляется тонкопленочное ингибированное покрытие

Заводские щитки

Снимается бумага, удаляется смазка

Консервационную смазку наносят кистью в два слоя крест накрест или окунанием. Пушечную смазку наносят в разогретом состоянии при температуре от 100 до 120 "С. Толщина слоя смазки должна быть не менее 0,5 мм. Покрытие должно быть сплошное без пропусков. Сборку выполняют в последовательности, обратной разборке. При отсутствии рекомендуемых смазок допускается использование других смазок, обеспечивающих сохранность консервируемых поверхностей в течение необходимого времени.
Переконсервацию выполняют: по истечении срока действия консервации; при периодических осмотрах с целью восстановления поврежденных покрытий и упаковки.
После расконсервации осматривают поверхность электродвигателя и проверяют отсутствие коррозии на металлических поверхностях. В случае обнаружения следов коррозии:
поверхности полированных стальных деталей зачищают мелкой шлифовальной шкуркой, смоченной индустриальным маслом 12 или 20, а затем полируют пастой (пасту полировочную смешать перед употреблением с маслом в соотношении 3 массовые части пасты и 1 массовая часть масла);
поверхности деталей из цветных металлов и сплавов, не имеющих гальванических покрытий, зачищают мелкой шлифовальной шкуркой, смоченной в индустриальном масле 12 или 20.
Поверхности, очищенные от коррозии, обезжиривают бензином Б-70 или уайт-спиритом и затем протирают чистой сухой бязью.
Консистентные смазки наносят на поверхность следующим образом: углеводородные (загущенные твердыми углеводородами) — окунанием, кистью, тампонами в разогретом состоянии до 110-120 °С;
мыльные (загущенные мылами высших жирных кислот) — штапелем, тампоном, кистью в холодном состоянии.
Жидкую консервационную смазку наносят в холодном состоянии окунанием, кистью, тампоном; для консервации труднодоступных поверхностей используют шприц или масленку.
Для предотвращения стекания излишков смазки на изоляцию обмоток и контактные поверхности ее необходимо наносить тонким слоем. Ингибитированное пленочное покрытие наносят кистью (при вязкости 120—150с) в два слоя с общей толщиной покрытия не менее 100 мкм. Каждый слой покрытия сушат при температуре окружающего воздуха 15-25° С в течение 1,5-2 ч. Переконсервацию электродвигателей выполняют в соответствии с табл. 3, а электродвигателей ВАЗ 215/109-6АМ05 - по рекомендации завода-изготовителя согласно табл. 4.
Таблица 3. Объем и последовательность переконсервации электродвигателей


Наименование сборочных единиц и деталей

Объем и последовательность переконсервации

Электродвигатели в разобранном виде

Шейки и концы валов, полумуфты, контактные кольца

Наносится тонкопленочное ингибированное покрытие (три слоя) или пластичная смазка.
Обертывается парафинированной бумагой

Коллектор

Обертывается парафинированной бумагой, затем полиэтиленовой или поливиниловой пленкой, а сверху электроизоляционным картоном. Обвязывается киперной или липкой стеклянной лентой

Стояковые подшипники: разъемы, расточки, замки, гнездовые отверстия, вкладыши

Наносится жидкая смазка

Места разъемов - соединительных шин, отправляемых в разъединенном виде

Наносится жидкая смазка. Обертывается парафинированной бумагой. Обвязывается киперной или липкой стеклянной лентой

Траверса

Поднимаются пружины щеткодержателей. Вынимаются щетки из обойм щеткодержателей (жгутики не отсоединяются) . Обвертывается каждая парафинированной бумагой щетка (не нарушая зеркало щетки). Закрепляются щетки от перемещения с помощью стеклотекстолитовых прокладок, к которым прикрепляются группы щеток лавсановым шнуром или стеклошнуром.
Обертываются брикеты парафинированной бумагой и обвязываются киперной лентой

Заводские щитки

Наносится жидкая смазка. Покрывается парафинированной бумагой

Электродвигатели в собранном виде

Статор: опорные поверхности станины и корпуса

Наносится пластичная углеводородная смазка. Покрывается парафинированной бумагой

Места разъемов соединительных шин, отправляемых в разъединенном виде

Наносится жидкая смазка. Обертывается парафинированной бумагой. Обвязывается киперной или липкой стеклянной лентой

Наименование сборочных единиц и деталей          Объем и последовательность переконсервации

Таблица 3 (продолжение)

Свободные концы выводных шин у коробки выводов открытого типа, неизолированные свободные концы обмотки статора, поверхности перемычек, шин и хомутиков

Обертывается парафинированной бумагой. Обвязывается киперной или липкой стеклянной лентой

Ротор: коллектор

Протирается спиртоацетоновой смесью. Обертывается парафинированной бумагой, затем полиэтиленовой пленкой, а сверху электроизоляционным картоном толщиной 0,3 мм. Обвязывается киперной или липкой стеклянной лентой

Контактные кольца: из стали

Наносится тоикопленочное ингибиро- ванное покрытие (три слоя) или пластичная смазка. Обертывается парафинированной бумагой. Обвязывается киперной или стеклянной лентой

из бронзы

Обертывается парафинированной бумагой

из металлокерамики

Обвязывается кипериой или липкой стеклянной лентой

Концы валов, фланцы, полумуфты (сопрягаемых поверхностен)

Наносится тонкопленочное ингибиро- ванное покрытие или пластичная смазка

Отверстия проходные

Наносится жидкая смазка

Траверса:
при свободном доступе к контактному устройству

Поднимаются пружины щеткодержателей. Вынимаются щетки из обойм. Обертываются щетки парафинированной бумагой (каждая отдельно, не нарушая зеркало щеток). Щетки кладутся на обоймы и прижимаются рычажками щеткодержателей. Обертываются бракеты парафинированной бумагой. Обвязываются киперной или липкой стеклянной лентой

при затрудненном доступе к контактному устройству

Приподнимаются щетки. Опускаются на обернутый картоном коллектор и прижимаются рычажками

Таблица 3 (окончание)

Наименование сборочных единиц и деталей

Объем и последовательность переконсервации

Подшипниковый узел:
разъемы, замки, расточки, глухие отверстия вкладыши подшипника скольжения вместе с шейкой вала, смазочные кольца

Наносится жидкая смазка
Вращая вал, заливается в отверстие под смазочными кольцами жидкая смазка до образования сплошной защитной пленки на шейке вала, смазочных кольцах и вкладышах. Смазочные кольца дополнительно обматывают вполнахлеста киперной или стеклянной лентой. Концы киперной или стеклянной ленты выводятся через отверстия над смазочными кольцами, которые приподнимаются до упора с верхней половиной вкладыша и закрепляются

Подшипники качения

Используется пластичная смазка, закладываемая в подшипники при сборке

Указатель течения масла

Обертывается парафинированной бумагой. Обвязывается киперной или стеклянной лентой

Свободные резьбовые отверстия (глухие и проходные)

Наносится жидкая смазка

Заводские щитки

Наносится жидкая смазка. Покрывается парафинированной бумагой

Маслоохладители (внутренняя поверхность корпуса маслоохладителя)

Наносится жидкая смазка путем заливки ее в патрубок

Фильтры масляные и воздушные

Наносится жидкая смазка

Указатель уровня жидкости (поверхность корпуса)

То же

Резиновые прокладки

Припудриваются тальком

Таблица 4. Объем и последовательность переконсервации электродвигателей ВАЗ 215/ 109-6АМ05

Консервируемая поверхность

Объем и последовательность
операций

Обработанные поверхности, не защищенные лакокрасочными покрытиями

Очищают и обезжиривают поверхность и наносят кистью смазку АМС-3

Поверхности трения сегментов подпятника, направляющих подшипников, торцевого и радиального уплотнений

Подготавливают поверхность и наносят кистью смазку K-17, упаковывают в парафинированную бумагу

Таблички технических данных

Подготавливают поверхность, наносят смазку АМС-3, закрывают парафинированной бумагой

Поверхности конца вала, рабочие поверхности втулки подпятника и втулки направляющего подшипника, кольца конические крепления маховика и конические поверхности маховика

Подготавливают поверхность, наносят смазку АМС-3, оборачивают парафинированной бумагой, лакотканью ЛХММ. Оборачивают льняной мешковиной и обвязывают шнуром

Детали масло- и водопровода

Подготавливают внутреннюю поверхность патрубков на длине 100 мм от фланцев и наносят смазку К-17

Термопреобразователи сопротивления ТСМ-410-01

На резьбовую поверхность наносят смазку K-17. Оборачивают парафинированной бумагой и обвязывают шнуром

Крепежные детали, муфта тахометра, фланец нажимной маховика

Подготавливают поверхность и наносят смазку K-17, оборачивают парафинированной бумагой и обвязывают шнуром

Сегменты подпятника и направляющих подшипников, кольца торцевого и радиального уплотнения (из комплекта ЗИП)

Подготавливают рабочие и резьбовые поверхности и наносят смазку K-17, оборачивают парафинированной бумагой и мешковиной, обвязывают льняным шнуром