После окончания ремонта электродвигатель устанавливают на фундамент и закрепляют гайками фундаментных болтов. Для электродвигателей серии 4АЗМ завод-изготовитель "Сибзлектротяжмаш" рекомендует со стороны, противоположной приводу, между гайкой и лапами двигателя установить тарельчатые пружины. Тарельчатые пружины исключают возможность ослабления крепления двигателя к фундаментной плите в процессе эксплуатации, которое может произойти при осевых перемещениях лап двигателя за счет тепловых удлинений сердечника статора. В этом случае гайки со стороны, противоположной приводу, затягивают первоначально до полного выпрямления тарельчатых пружин, а затем гайки отворачивают на пол-оборота. Нарушение этого требования может привести к тепловой деформации двигателя при работе и увеличению вибрации выше допустимых норм.
Соединяемые между собой электродвигатель и приводимый механизм могут работать нормально только в том случае, если их валы будут сопрягаться в плоскости без смещения и изгиба линии вала. Установка валов в таком положении называется центровкой. Для облегчения выполнения центровки валов в конструкции электродвигателей предусмотрены резьбовые отверстия под отжимные болты для вертикальных перемещений электродвигателя. При центровке двигателя по высоте между лапами и монтажными плитами устанавливают прокладки. Прокладки располагают по обе стороны от фундаментных болтов по длине лап двигателя. Суммарная толщина регулировочных прокладок между плитами и лапами электродвигателя не должна превышать 1,5 — 2 мм. Перед обтяжкой фундаментальных болтов суммарный зазор между плоскостью лап двигателя, прокладками и опорной поверхностью плит должен быть не более 0,1 мм.
После проверки центровки двигателя окончательно затягивают все гайки фундаментных болтов. Затягивают гайки равномерно, желательно одновременно в нескольких местах или многократным обходом всех болтов с затяжкой каждого на небольшое значение. Все лапы электродвигателя должны быть установлены на контрольные шпильки, а у электродвигателей 4АЗМ штифтуются лапы со стороны механизма. Водяные воздухоохладители электродвигателей соединяют с магистралью технической воды. К подшипникам двигателей с принудительной смазкой подсоединяют напорные и сливные маслопроводы и регулируют напор масла диафрагмой 3, установленной между фланцем напорного маслопровода и крышкой подшипника таким образом, чтобы расход масла на каждый подшипник был равен для электродвигателей серии 4АЗМ (рис. 8) мощностью 315-1000 кВт (для районов с тропическим климатом) 0,085 л/с; 1250-1600 кВт - 0,135 л/с; 2000-3150 кВт - 0,16 л/с; 4000-6300 кВт - 0,2 л/с; 8000 кВт - 0,225 л/с.
Избыточное давление масла на входе в подшипник должно поддерживаться в пределах 30-50 кПа при заданном расходе. Сверловку отверстия d0 в диафрагме сужающего устройства выполняют при наладке схемы маслоснабжения и выбирают в зависимости от давления в маслопроводе системы в соответствии с графиками (рис. 9).
Рис. 8. Сужающее устройство в крышке подшипника электродвигателей серии 4АЗМ:
1 - вкладыш подшипника; 2 - крышка подшипника; 3 — диафрагма; 4 - подводящий маслопровод
Рис. 9. Графики зависимости избыточного давления перед сужающим устройством Pi от диаметра отверстия d0 при избыточном давлении на входе в подшипник, равном Рг = 40 кПа:
1 - при расходе масла 0,085 л/с для электродвигателей 315-1000 кВт для районов с тропическим климатом; 2 - при расходе масла 0,135 л/с для электродвигателей 1250-1600 кВт; 3 - при расходе масла 0,16 л/с для электродвигателей 2000-3150 кВт; 4 - при расходе масла 0,2 л/с для электродвигателей 4000- 6300 кВт; 5 - при расходе масла 0,225 л/с для электродвигателей 8000 кВт
К электродвигателям подключают заземление, кабель 6 кВ и кабели приборов теплоконтроля. Вначале электродвигатель включают для работы на холостом ходу без механизма. Перед пуском проверяют степень затяжки крепежа, фундаментных болтов, заземления, крышек коробки выводов, болтов, крепящих подшипниковые узлы, и др. После пуска проверяют направление вращения ротора, контролируют температурный режим, работу системы смазки и охлаждения, прослушивают работу подшипников с помощью стетоскопа или металлического стержня. В первые часы работы электродвигателя температура подшипниковых узлов может повыситься вследствие приработки элементов качения. Температуру подшипниковых узлов контролируют приборами штатного термоконтроля, а при их отсутствии — термометром, термощупом или наощупь. В период приработки допускается превышение температуры подшипников до 40°С по отношению к окружающей среде. При больших превышениях температуры электродвигатель останавливают, выясняют и устраняют причину повышенного нагрева. При нормальной работе подшипников их шум должен быть ровный, жужжащий, без посторонних стуков. Наличие в шуме составляющих высокого тона свидетельствует об отсутствии или недостатке смазки или указывает на недостаточный зазор. Стуки при работе подшипника свидетельствуют, как правило, о повышенных зазорах между телами качения, наружным и внутренним кольцом и сепаратором. Скрежет свидетельствует о наличии в смазке пыли и абразивных частиц. Периодически изменяющийся шум свидетельствует о неудовлетворительном вибрационном состоянии ротора. При опробовании электродвигателей на холостом ходу и под нагрузкой вертикальная (удвоенная амплитуда колебаний) и поперечная составляющая вибрации, измеренные на подшипниках электродвигателей, сочлененных с механизмами, вращающиеся рабочие части которых быстро изнашиваются, должны быть не выше следующих значений:
Синхронная частота вращения, об/мин . . . .3000 | 1500 | 1000 | 750 |
Допустимая вибрация подшипников, мкм. . 50 | 100 | 130 | 160 |
Для электродвигателей остальных механизмов нормы вибрации должны быть не выше следующих значений: | |||
Синхронная частота вращения, об/мин . . . ,3000 | 1500 | 1000 | 750 |
Допустимая вибрация подшипников, мкм. 30 | 60 | 80 | 95 |
Причины вибрации электродвигателей могут быть различные: нарушение закрепления электродвигателя на фундаменте, дефекты в полумуфтах или расцентровка полумуфт роторов электродвигателя и механизма, неуравновешенность ротора, дефекты подшипников и др.
Если вибрация электродвигателя превышает норму, то исследуют причины и устраняют их. Если обследованием установлена неуравновешенность ротора, то приступают к его балансировке. С этой целью проводят пробные пуски электродвигателей и виброиэмерительными приборами БИП-5, БИП-7, БИП-9, ИВП-2 и другими замеряют вибрацию и ее фазу. По данным замеров рассчитывают массу груза, разбирают электродвигатель и на ротор в специально предназначенном месте устанавливают балансировочный груз. При установке груза необходимо предусмотреть меры, предотвращающие отрыв груза при вращении ротора. Балансировку считают законченной, если измеренная вибрации меньше или равна допустимой.
После работы в течение нескольких часов при установившихся параметрах в системах смазки, охлаждения и других при отсутствии отклонений в этих параметрах от норм электродвигатель отключают от сети. Затем собирают полумуфту, опробуют электродвигатель с механизмом с нагрузкой до 100 % номинальной с тем же регламентом и контролем параметров.