При разборке электродвигателя замеряют: воздушный зазор между ротором и статором в четырех точках с обеих сторон; радиальные зазоры в подшипниках и натяги крышек подшипников на вкладыш у подшипников скольжения; зазоры по маслоуловителям и уплотнениям вала; осевой разбег ротора; совпадение магнитной оси статора и ротора; осевой и радиальный зазоры между вентилятором и диффузором: радиальный зазор между наружным уплотнением торцевого щита и валом ротора; уклон вала.
После проведения электрических испытаний и измерений разбирают электродвигатель. Демонтируют наружные, внутренние щиты и диффузоры. Для предохранения активных частей статора от повреждения в воздушный зазор под ротор заводят лист электрокартона толщиной 0,5 мм, а лобовые части обмотки закрывают листовой резиной. Если вывод ротора на месте установки электродвигателя невозможен, то электродвигатель демонтируют и устанавливают на ремонтную площадку.
Полумуфту снимают винтовым или гидравлическим съемником, подогревая ее при необходимости одной или двумя ацетиленовыми горелками. Для предотвращения нагрева вала его теплоизолируют. После снятия и остывания полумуфты и вала электродвигателя зачищают их посадочные места и определяют натяг. Замеренные данные сравнивают с данными по чертежу завода-изготовителя или по табл. 5 и 6.
Таблица 5. Исполнение конца вала под полумуфту электродвигателей
Диаметр посадочной поверхности вала, мм | Длина посадочной поверхности, мм, для исполнения | |
80-95 | 170 | 130 |
100-125 | 210 | 165 |
130-150 | 250 | 200 |
160-180 | 300 | 240 |
190-220 | 350 | 280 |
Таблица 6. Допуски при посадке полумуфты на вал ротора
Рис. 4. Вывод ротора электродвигателя 12-го и 13-го габаритов:
1 — стойка; 2 — балка; 3 — грузовой ролик; 4 - удлинитель; 5 - статор; 6 ротор; 7 - накладка
Если фактический натяг полумуфты на вал не соответствует требованиям, указанным в чертеже или данным табл. 18, необходимо восстановить натяг. При ослабленной посадке полумуфту протачивают и запрессовывают втулку. Если натяг полумуфты на вал превышает допустимый, то полумуфту протачивают до необходимого размера. Необходимый натяг может быть восстановлен также изложенными способами.
Роторы электродвигателей 12-го и 13-го габаритов выводят с помощью приспособлений, показанных на рис. 4. Вал ротора со стороны полумуфты перед установкой удлинителя защищают от механического повреждения вала. Горизонтальное положение балки 2 обеспечивается регулировкой высоты стойки 1. Для обеспечения воздушного зазора между ротором и статором по всей окружности расточки при выводе регулируют положение тяг гайками. Приподняв ротор, убеждаются, что он свободен и не касается расточки статора. После этого выводят ротор, внимательно следя, чтобы он не задевал расточку статора или обмотку. Затем ротор опускают на временную выкладку или козлы, снимают стропы, удлинитель и разбирают приспособление.
Широкое распространение для вывода роторов электродвигателей получили скобы. Скобу устанавливают на посадочное место полумуфты ротора электродвигателя. Уравновесив ротор за счет перемещения серьги вдоль оси ротора, выводят последний из расточки статора. Недостаток этого способа состоит в том, что для электродвигателей различных типов и габаритов необходимо иметь несколько скоб и промежуточных втулок в зависимости от диаметра посадочной поверхности вала ротора под полумуфту.
Роторы электродвигателей 15-го габарита и больше выводят с применением траверсы (рис. 5). Использование талрепов 4 позволяет быстро и точно выставить ротор в горизонтальное положение, что является важным условием качественного выполнения этой операции.
Рис. 5. Вывод ротора электродвигателя 15-го габарита и больше:
1 - статор; 2 - удлинитель; 3 — траверса; 4 — талреп; 5 - крюк крана; 6
ротор