Содержание материала

Глава пятая
ПРОВЕРКА СИЛОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Основными элементами силового оборудования в различных системах вентильных возбудителей являются:
вспомогательный синхронный генератор, выпрямительный трансформатор, последовательный трансформатор, трансформатор СН, формовочный трансформатор;
силовые автоматы, рубильники, разъединители, разрядники;
уравнительные реакторы и анодные делители, индукционные делители тока;
быстродействующие анодные выключатели (ВАБ);
ртутные и кремниевые вентили.
Объем и способы проверки для первых двух групп устройств широко освещены в [Л. 25].
Сведения о проверочных операциях с остальными устройствами встречаются реже в технических публикациях, либо работы, связанные с ними, изложены не в полном объеме. Поэтому авторы сочли возможным кратко изложить эти сведения для последних трех групп.

УРАВНИТЕЛЬНЫЙ РЕАКТОР И АНОДНЫЕ ДЕЛИТЕЛИ

Уравнительный реактор, так же как и анодный делитель, содержит две катушки индуктивности, расположенные на одном сердечнике. Намотка катушек и их присоединение к цепи выполняются таким образом, чтобы магнитные потоки катушек были направлены встречно и реактор не насыщался при протекании рабочего тока. Разное название катушек индуктивности объясняется тем, что уравнительный реактор предназначается для выравнивания тока между двумя группами вентилей (например, в схеме две обратные звезды), а анодные делители — для выравнивания тока между параллельно работающими вентилями.
Проверка реакторов и анодных делителей включает в себя:
внешний осмотр;
измерение сопротивления изоляции каждой обмотки относительно сердечника и другой обмотки;
измерение сопротивления обмоток постоянному току;
проверку полярности обмотки в соответствии с заводской маркировкой (А и A1 — начала, X и Α1 — концы обмоток).
Заключение о соответствии реактора или делителя условиям его работы можно сделать путем сравнения кривых намагничивания каждой из обмоток. Кривые намагничивания обеих обмоток одного реактора или делителя должны совпадать. Испытания электрической прочности изоляции обмоток повышенным напряжением промышленной частоты проводится с нормами завода-изготовителя.

БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩИЕ АНОДНЫЕ ВЫКЛЮЧАТЕЛИ

Проверка и накладка анодных выключателей ВАБ состоит в следующем: настройка механической части привода; определение полярности катушек подмагничивания; настройка уставки срабатывания; наладка схемы управления и сигнализации; измерение сопротивления изоляции и высоковольтные испытания.
Настройка механической части привода. При снятых дугогасительных камерах проверяются прилегание подвижных и неподвижных контактов, зазор между якорем и магнитопроводом (4—5 мм) во включенном положении и зазор между контактами (10—12 мм) в отключенном положении.
При помощи пружинного динамометра проверяется нажатие главных контактов, которое для 6ХВАБ-10 должно быть 130—150 Н, если измерение производится на высоте головки контакта, и 160—170 Н — при замере под головкой контакта (120—140 Н л и 350—400 Н соответственно для 6ХВАБ-43). Момент расхождения главных контактов можно контролировать с помощью сигнальной лампы или листка бумаги, предварительно заложенного между контактами. Затем дугогасительные камеры устанавливаются в рабочее положение и производится проверка отсутствия задевания подвижного контакта за стенки камеры при отключении и включении ВАБ вручную. При задевании необходимо подрегулировать положение камеры относительно контактной системы.
Определение полярности обмоток катушки подмагничивания. Для правильной работы ВАБ необходимо, чтобы магнитные потоки от прямого тока через главные контакты и тока в катушке подмагничивания были направлены встречно [Л. 6]. Ток в вентиле протекает от анода к катоду, поэтому направление тока через ВАБ определяется схемой соединения вентиля с последним. В нулевых схемах выпрямления принято соединение подвижного контакта ВАБ с анодом вентиля. В мостовой схеме выпрямления подвижные контакты ВАБ подключается к катодам вентилей анодной группы и анодам вентилей катодной группы. Полярность катушек подмагничивания в нулевой схеме выпрямления одинакова для всех шести ВАБ, а в мостовой схеме выпрямления полярность катушек анодной группы меняется на противоположную. Следовательно, для определения полярности катушек подмагничивания сначала необходимо проверить соединение вентиля и ВАБ и только после этого определяется полярность катушки подмагничивания относительно витка силового тока любым из известных способов.
Для выключателей типа 6ХВАБ-43 проверяются полярность и правильность подключения катушек включения и отключения.
Проверка уставки отключения и ее настройка могут быть проведены косвенно по н. с. отключения. Для этого необходимо сначала определить число витков катушки подмагничивания, которое определяется при помощи вспомогательной образцовой катушки, надеваемой на магнитопровод ВАБ и имеющей ωо.к витков. В отключенном положении ВАБ, подавая на обмотку подмагничивания переменное напряжение Uподм, определяют напряжение на образцовой катушке Uо.к и находят ωподм по соотношению

Далее определяют ток отключения, для чего в обмотку подмагничивания подают постоянный ток от регулируемого источника и

фиксируют его значение при отключении ВАБ Iот. Номинальное значение тока подмагничивания Iном задано в паспорте. Далее, учитывая, что силовая обмотка ВАБ имеет один виток, ток отключения при обратном зажигании можно найти по формуле

Прямой ток отключения равен:

Для предотвращения отключения ВАБ в режиме форсировки необходимо, чтобы прямой ток отключения был больше тока вентиля в режиме форсировки возбуждения:

где Idф> — выпрямленный ток в режиме форсировки; ki=0,167 для схемы с нулевым выводом и уравнительным реактором; ki=0,33 для трехфазной мостовой схемы выпрямления.
Некоторая подстройка тока отключения может быть выполнена изменением напряжения пружины (в пределах 130—170 Н) и изменением тока подмагничивания (в пределах 1,8—3 А). Увеличение тока подмагничивания уменьшает обратный ток отключения ВАБ и увеличивает прямой ток отключения, т. е. настройка действует в нужную сторону для обоих случаев, однако увеличение тока подмагничивания свыше 3 А невозможно по температурному режиму катушки подмагничивания.
Наладка схем управления и сигнализации проводится по обычной программе [Л. 25].