1-9. НЕНОРМАЛЬНАЯ ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
1-9-1. Двигатель не идет в ход. В якоре нет тока при включенном пусковом реостате.
A. Перегорели предохранители.
Поставить новые предохранители. Б. Произошел обрыв в пусковом реостате или в проводах. Найти при помощи контрольной лампы или мегомметра поврежденное место и устранить обрыв.
B. Обрыв в обмотке якоря.
См. п. 1-1-9.
1-9-2. Ток в якоре имеется. Двигатель с нагрузкой не идет в ход. Без нагрузки, развернутый от руки двигатель развивает очень большую частоту вращения и может «понести».
A. Отсутствие или ослабление поля.
См. п. 1-6-2, 3. Б. Междувитковое соединение или короткое замыкание в одной или в нескольких катушках параллельного возбуждения. См. п. 1-1-6, Б.
B. См. п. 1-6-4, Г.
Г. Параллельная обмотка возбуждения соединена с корпусом или с другими обмотками, вследствие чего она частично или полностью шунтируется.
См. п. 1-5-3, Б.
Д. Параллельная обмотка возбуждения неправильно соединена с двигателем и пусковым реостатом, вследствие него обмотка возбуждения подключена к линии одной полярности.
Правильно соединить параллельную обмотку возбуждения — согласно рис. 1-5. 1-9-3. Двигатель идет в ход только вхолостую; с нагрузкой в ход не идет. После установки щетки пускового реостата на последний контакт (рабочее положение) двигатель работает нормально.
Параллельная обмотка возбуждения присоединена неправильно — после пускового реостата (рис. 1-4). Вследствие этого параллельная обмотка возбуждения во время пуска двигателя получает очень небольшой ток, полюсы слабо намагничиваются и двигатель не может развить достаточный пусковой момент. По мере уменьшения сопротивления пускового реостата ток в параллельной обмотке возбуждения увеличивается, и после установки щетки реостата на последний контакт двигатель работает нормально.
При пусковом реостате с двумя зажимами присоединить параллельную обмотку возбуждения согласно рис. 1-5.
Рис. 1-4. Неправильное соединение параллельной обмотки возбуждения двигателя
Рис. 1-5. Правильное соединение параллельной обмотки возбуждения двигателя
1-9-4. Ток в якоре и параллельной обмотке возбуждения имеется. Двигатель не идет в ход или работает с сильно пониженной частотой вращения. Щетки сильно искрят.
А. Обрыв или плохой контакт в обмотке якоря.
См. пп. 1-1-8, А и 1-1-9. Б. Междувитковое соединение или короткое замыкание в якоре.
См. п. 1-1-2, А, Б и приложение 8.
1-9-5. Частота вращения двигателя при номинальном напряжении превышает номинальную. Двигатель смешанного возбуждения развивает, кроме того, пониженный пусковой момент.
A. Щетки сдвинуты с нейтрали против направления вращения двигателя.
Поставить щетки на нейтраль. Б. Сопротивление регулятора возбуждения слишком велико. Уменьшить сопротивление регулятора возбуждения, а в случае надобности совершенно выключить его.
B. Междувитковое соединение или короткое замыкание в одной или нескольких параллельных катушках возбуждения.
См. п. 1-1-6, Б. Г. У двигателя смешанного возбуждения последовательная обмотка включена противоположно параллельной. См. п. 1-6-5, В.
1-9-6. Частота вращения двигателя при номинальном напряжении меньше номинальной.
A. Щетки сдвинуты с нейтрали по направлению вращения двигателя.
Поставить щетки на нейтраль. Б. Сопротивление регулятора возбуждения слишком мало. Увеличить сопротивление регулятора возбуждения.
B. См. п. 1-6-7, В.
1-9-7. Двигатель «качает». Он хорошо идет в ход и спокойно работает при небольшой нагрузке, но при увеличении нагрузки и ослаблении поля (для регулировки частоты вращения) начинает «качаться», т. е. происходят сильные колебания силы тока и частоты вращения. Если двигатель вовремя не выключить, то он может «понести» и сила тока может достигнуть опасного для двигателя значения.
А. Двигатель работает с сильно ослабленным полем (пример — двигатель с регулировкой частоты вращения). При повышении нагрузки вследствие реакции якоря повышается также и частота вращения.
В большинстве случаев «качание» двигателя можно устранить, сдвинув щетки с нейтрали по направлению вращения. Если по условиям коммутации нельзя сдвинуть щетки до положения, необходимого для устойчивой работы, то можно надежно устранить «качание» двигателя, намотав на главные полюсы небольшую вспомогательную последовательную обмотку, усиливающую поле. В большинстве случаев достаточно намотать на каждый полюс по 2—3 витка (в крупных машинах — по 1 витку).
Если такие двигатели смешанного возбуждения работают как реверсивные, то одновременно с переменой направления вращения необходимо переключать и последовательную обмотку. Б. Щетки сдвинуты с нейтрали против направления вращения двигателя или прилегают к коллектору только набегающим краем.
См. пп. 1-9-7, А и 1-1-1, В. В. Последовательная обмотка включена противоположно параллельной.
См. п. 1-6-5, В.