Неисправности электродвигателей постоянного тока и рекомендации по их устранению

Неисправность и ее признаки

Причины неисправности

Определение и устранение неисправностей

Искрят все щетки или часть их

Щетки установлены неправильно

Проверить положение щеток по заводским меткам, имеющимся на траверсе

Искрение сопровождается повышенным нагревом коллектора и щеток

Щетки в плохом состоянии и неправильно установлены в щеткодержателях.
Размеры обойм щеткодержателей не соответствуют размерам щеток*, плохой контакт между щетками и их арматурой.
Щетки слабо прилегают к коллектору.
Поставлены угольные щетки неподходящей марки (слишком мягкие или твердые).

Угольные щетки имеют неровную обгоревшую рабочую поверхность с царапинами; плохо пришлифованы; их края обломаны или обгорели. Следует правильно установить щеткодержатели и щетки. Угольные щетки тщательно пришлифовать к коллектору стеклянной шкуркой (наждачной бумагой не рекомендуется)
Сильнее прижать щетки, в случае надобности укоротить нажимную пружину, но лучше заменить ее новой**.
Установить щетки в соответствии с указанием завода-изготовителя.

Равномерно перегрета вся машина. Других признаков ненормальной работы нет

Машина перегружена.
Вентиляционные пути машины засорились; активная сталь и обмотки покрылись теплоизолирующим слоем мелких волокон и пыли.
Засорились воздушные фильтры

Снизить нагрузку. При отсутствии искрения щеток усилить вентиляцию машины.
Тщательно очистить машину и продуть сжатым, чистым и сухим воздухом (давление не более 0,2 МПа).
Матерчатые фильтры очистить от грязи и пыли

Двигатель не запускается. В якоре нет тока при включенном пусковом реостате

Перегорели предохранители.
Обрыв в пусковом реостате или в проводах.
Обрыв в обмотках якоря.

Поставить новые предохранители.
Найти с помощью контрольной лампы или мегомметра поврежденное место и устранить обрыв
Обрыв большей частью происходит в соединениях между коллектором и обмоткой, редко в самой обмотке. Найти место обрыва

* Расстояние от обоймы щеткодержателя до поверхности коллектора должно составлять 2,5...3 мм у крупных машин; 1,5...2,5 мм у машин ПН28,5...ПН550 и около 1 мм у машин ПН5...ПН17.5.
** Нажатие на щетку должно соответствовать определенному удельному давлению, зависящему от марки щеток и окружной скорости коллектора или контактных колец.