3-4. ПЕРЕГРЕВ АКТИВНОЙ СТАЛИ СТАТОРА
3-4-1. Активная сталь статора равномерно перегрета, хотя нагрузка генератора не превышает нормальной.
А. Генератор работает с повышенным против номинального напряжением. С повышением напряжения увеличиваются потери в стали, что и служит причиной ее перегрева. Одновременно с повышением перегрева стали наблюдается, конечно, и повышенный нагрев обмотки статора (см. п. 3-5-1), а вследствие увеличения тока возбуждения увеличивается также и нагрев обмотки возбуждения (см. § 3-6).
Понизить напряжение до номинального. Б. Генератор вращается с частотой вращения ниже номинальной вследствие неисправности первичного двигателя (у отдельно работающего генератора) или понижения частоты сети.
Исправить первичный двигатель или принять меры для установления нормальной частоты сети. 3-4-2. Активная сталь местами сильно перегревается при холостом ходе генератора и нормальном напряжении генератора. См. п. 2-3-2.
3-5. ПЕРЕГРЕВ ОБМОТКИ СТАТОРА
3-5-1. Вся обмотка равномерно перегрета.
Перегружен генератор или перегрета активная сталь статора.
См. § 1-2, п. А, Ж и п. 3-4-1.
3-5-2. Часть обмотки статора перегрета. Междуфазные напряжения неодинаковы. Генератор сильно гудит, и из него показывается дым. Если своевременно не отключить генератор от сети и не снять возбуждения, то может произойти пожар.
Междувитковое соединение, короткое замыкание между двумя фазами или замыкание на землю в двух местах обмотки статора.
См. п. 2-4-2, А, В и Г.
3-6. ПЕРЕГРЕВ ОБМОТКИ ВОЗБУЖДЕНИЯ
Обмотка возбуждения нагрета выше нормы. Ток возбуждения больше номинального.
А. Генератор работает с повышенным против номинального напряжением или частотой вращения ниже номинальной. См. п. 3-4-1.
Б. Генератор работает с пониженным коэффициентом мощности, т. е. его реактивная мощность слишком велика. Вследствие этого ток возбуждения сильно увеличен.
Снизить реактивную нагрузку или (у одиночно работающего генератора) принять меры к улучшению коэффициента мощности; заменить слабо нагружаемые двигатели менее мощными; не допускать холостого хода двигателей; при параллельном включении нескольких трансформаторов следить за тем, чтобы все трансформаторы работали с полной нагрузкой, а лишние были выключены; установить статические конденсаторы или синхронный компенсатор.
В. Междувитковое соединение или замыкание на корпус в двух местах обмотки возбуждения. Такой дефект обычно сопровождается вибрацией машины (см. п. 4-6-3, В).
3-7. ПЕРЕГРЕВ КОНТАКТНЫХ КОЛЕЦ И ЩЕТОК
Контактные кольца и щетки перегреты, что обычно сопровождается искрением щеток.