Содержание материала

Проводится при капитальном ремонте.

Испытание обмоток ротора и статора выполняется на полностью собранном электродвигателе. Испытание обмоток статора производится для каждой фазы в отдельности относительно корпуса при двух других, соединенных с заземленным корпусом. У двигателей, не имеющих выводов каждой фазы в отдельности допускается испытывать изоляцию всей обмотки относительно заземленного корпуса.

Значения испытательного напряжения промышленной частоты приведены в табл. 8-12.

Таблица 8. Испытательное напряжение промышленной частоты для обмоток и цепей при капитально ремонте электродвигателей переменного тока без замены обмоток

Испытываемый элемент

Испытательное напряжение, кВ

Примечания

Обмотка статора электродвигателя мощностью 40 кВт и более и электродвигателя напряжение, кВ:

Производится по возможности тотчас после останова электродвигателя до его очистки от загрязнений

до 0,4

1

0,5

1,5

0,66

1,7

2

4

3

5

6

10

10

16

Обмотка статора электродвигателя мощностью менее 40 кВт номинальным напряжением до 0,66 кВ

1

Перед вводом электродвигателя в работу производится повторное испытание мегаомметром на напряжение 1000 В

Обмотка ротора синхронного электродвигателя, предназначенного для непосредственного запуска, с обмоткой возбуждения, замкнутой на резистор или источник питания

1

Обмотка ротора электродвигателя с фазным ротором

1,5Uрот, но не менее 1

Uрот - напряжение на кольцах при разомкнугом неподвижном роторе и полном напряжении на статоре.

Резисторы цепи гашения поля.

2

Испытываются у синхронных электродвигателей.

Реостаты и пускорегулирующие резисторы.

1,5Uрот, но не менее 1





Таблица 9. Испытательное напряжение промышленной частоты электродвигателей переменного тока с жесткими катушками или со стержневой обмоткой при полной замене обмотки статора

Испытываемый элемент

Испытательное напряжение, кВ, для электродвигателей на номинальное напряжение, кВ

до 0,66

2

3

6

3

6

мощностью до 1000 кВт

мощностью свыше 1000 кВт

1. Отдельная катушка (стержень)* перед укладкой 2. Обмотки после укладки в пазы до пайки межкатушечных соединений 3. Обмотки после пайки и изолировки соединений 4. Главная изоляция обмотки собранной машины

4,5


3,5

2Uном+1, но не ниже 1,5 кВ

11*


9


6,5

5

13,5


11,5


9

7

21,1


18,5


15,8


13

31,5


29


25


21

13,5


1 1,5


9


7

23,5


20,5


18,5


15

34


30


27


23

* Если стержни или катушки изолированы микалентой без компаундирования изоляции, то испытательное напряжение, указанное в пп. 1 и 2, может быть снижено на 5%. ** Если катушки или стержни после изготовления были испытаны данным напряжением, то при повторных испытаниях перед укладкой допускается испытательное напряжение на 1000 В.

Таблица 10. Испытательное напряжение промышленной частоты электродвигателей при частичной замене обмотки статора

Испытываемый элемент

Испытательное напряжение, кВ

Запасные катушки (секции, стержни) перед закладкой в электродвигатель

2,25 Uном+2

То же после закладки в пазы перед соединением со старой частью обмотки

2 Uном +1

Оставшаяся часть обмотки

2 Uном

Главная изоляция обмотки полностью собранного электродвигателя

1,7 Uном

Витковая изоляция

По табл. 13

Таблица 11. Испытательное напряжение промышленной частоты электродвигателей переменного тока при ремонте всыпных обмоток

Испытываемый элемент

Испытательное напряжение, кВ, для электродвигателей мощностью, кВт

0,2-10

не более 10 до 1000

Обмотки после укладки в пазы до пайки межкатушечных с соединений Обмотки после пайки и изолировки межкатушечных соединений, если намотка производится по группам или катушкам Обмотки после пропитки и запрессовки обмотанного сердечника Главная изоляция обмотки собранного электродвигателя

2,5

2,3

2,2

2 Uном+1, но не ниже 1,5

3

2,7

2,5

2 Uном+1, но не ниже 1,5

Таблица 12. Испытательное напряжение промышленной частоты асинхронных электродвигателей с фазным ротором при полной смене обмотки ротора

Испытываемый элемент

Испытательное напряжение, кВ

Стержни обмотки после изготовления, но до закладки в пазы Стержни обмотки после закладки в пазы, но до соединения Обмотки после соединения, пайки и бандажировки Контактные кольца до соединения с обмоткой Оставшаяся часть обмотки после выемки заменяемых катушек (секций, стержней) Вся обмотка после присоединения новых катушек (секций, стержней)

2 Uрот +3

2 Uрот +2

2 Upm +1 2 Uрот +1,2 2 Uрот, но не ниже 1,2

1,7 Uрот, но не ниже 1

Примечание: Uрот - напряжение на кольцах при разомкнутом и неподвижном роторе и номинальном напряжении на статоре.

Испытание напряжением 1 кВ промышленной частоты может быть заменено из
мерением одноминутного значения сопротивления изоляции мегаомметром на напряже ние 2500 В. Эта замена не допускается при испытаниях ответственных электродвигателей.

При проведении испытания мегаомметром на 2500 В можно не проводить измерений сопротивления изоляции мегаомметром на напряжение 1 кВ.

При частичной замене обмотки ротора у асинхронных электродвигателей с фазным ротором после соединения, пайки и бандажировки значение испытательного напряжения принимается 1,5·Uрот, но не ниже 1 кВ. Продолжительность испытания 1мин.

См. также методика проведения испытаний повышенным напряжением промышленной частоты.

Измерение сопротивления постоянному току.

Проводится при капитальном ремонте.

а) обмоток статора и ротора. Измерение производится у электродвигателей напряжением 3 кВ и выше и у электродвигателей мощностью 300 кВт и более. Сопротивление обмотки ротора постоянному току измеряется у синхронных электродвигателей и электродвигателей с фазным ротором.

Измеренные сопротивления различных фаз обмоток не должны отличаться друг от друга или от ранее измеренных, или от заводских данных более чем ±2%.

б) реостатов и пускорегулировочных резисторов. Измерение производится у электродвигателей напряжением 3 кВ и выше на всех ответвлениях. У остальных измеряется общее сопротивление реостатов и пускорегулировочных резисторов и проверяет
ся мегаомметром целость отпаек.

Измеренное сопротивление реостатов или пускорегулировочных резисторов не должно отличаться от паспортных, проектных или ранее измеренных значений более чем на Е10%.

См. методика измерений сопротивлений постоянному току.

Испытание витковой изоляции обмотки импульсным напряжением высокой частоты.

Проводится при капитальном ремонте.

Испытанию подвергаются обмотки статора электродвигателей с жесткими катушками или со стержнями при полной или частичной замене обмоток. Величина импульсного испытательного напряжения приведена в табл.22.13. Продолжительность испытаний составляет 5÷10 с.

Измерение зазоров между сталью ротора и статора.

Проводится при капитальном ремонте.

Измерение зазоров производится в том случае, если конструкция электродвигателей позволяет выполнить эту операцию.

Воздушные зазоры между ротором и статором замеряются у электродвигателей мощностью 100 кВт и более, а также двигателей ответственных механизмов и электродвигателей с выносными подшипниками скольжения.

Размеры воздушного зазора в диаметрально противоположных точках или сдвинутых по оси ротора на 90°С, а также в точках, специально предусмотренных при изготовлении электродвигателя, не должны отличаться более чем на ~10% от среднего размера.

Указания по проведению замеров приведены в п.22.2.6.