Проведение периодических проверок, измерений и испытаний электродвигателей переменного тока, находящихся в эксплуатации.
В процессе эксплуатации электродвигатели переменного тока после капитального ремонта испытываются в сроки, устанавливаемые системой ППР, а двигателей ответст венных механизмов и работающих в тяжелых условиях (в отношении опасности поражения людей электрическим током в соответствии с классификацией, приведенной в ПУЭ) - не реже 1 раза в два года.
Испытания и измерения параметров при текущем ремонте и в межремонтные период проводятся в сроки, устанавливаемые системой ППР.
Объемы и нормы испытаний электродвигателей переменного тока.
В соответствии с ПЭЭП для электродвигателей переменного тока производятся испытания в следующем объеме:
1. Испытание стали ротора. 2. Измерение испытания изоляции:
а) обмоток статора; б) обмоток ротора; в) термоиндикаторов с соединительными проводами; г) подшипников.
3. Испытание повышенным напряжением промышленной частоты. 4. Измерение сопротивления постоянному току:
а) обмоток статора и ротора; б) реостатов и пускорегулировочных резисторов.
5. Испытание витковой изоляции обмотки импульсным напряжением высокой частоты.
6. Измерение зазоров между сталью ротора и статора (если позволяет конструкция электродвигателя).
7. Измерение зазоров в подшипниках скольжения.
8. Проверка работы электродвигателя на холостом ходу с ненагруженным механизмом.
9. Измерение вибрации подшипников электродвигателя. 10. Измерение разбега ротора в осевом направлении. 11. Проверка работы электродвигателя под нагрузкой. 12. Гидравлические испытания воздухоохладителя.
13. Проверка исправности стержней короткозамкнутых роторов.
14. Проверка срабатывания защиты машин до 1 кВ при системе питания с заземленной нейтралью.
Испытание стали статора.
Проводится при капитальном ремонте. Испытание производится для электродвигателей с жесткими катушками или со стержнями при полной замене обмоток.
Потери в стали должны быть не выше 5 Вт/кг. Наибольший перегрев зубцов при индукции 1 Тл должен быть не выше 45 °С. Наибольшая разность перегрева различных зубцов при индукции 1Тл должны быть не выше 30 °С.
Потери в стали определяются при снятии характеристики холостого хода электродвигателя. Измерения потерь холостого Рхх, тока холостого хода Iхх и напряжения Uхх асинхронного двигателя производят по схеме рис. 7.
Потери холостого хода Р„„состоят из потерь в стали Р хх, механических потерь и потерь в обмотке статора . Потери в обмотке статора определяют по форму
лам:
при соединении обмоток в звезду
при соединении обмоток в треугольник
где Iхх - линейный ток холостого хода; Rф - сопротивление одной фазы статора при температуре проведения опыта.
Рис. 7. Схема для снятия характеристик трех разных асинхронного двигателя.
Сумма потерь в стали статора и механических потерь определяется по выражению:
Рис. 8. Разделение потерь холостого хода.
Для отделения механических потерь от потерь в стали опыт необходимо провести при нескольких значениях подведению к обмотке статора напряжения от регулируемого источника переменного тока требуемой мощности - индукционного регулятора или синхронного генератора. По результатам измерений строят график зависимости суммы потерь в стали и механических потерь от квадрата напряжения и экстраполируют получен ную кривую до пересечения с осью координат (рис. 8).
Для проведения опыта электродвигатель предварительно прогревают на холостом ходу до установившейся температуры подшипников и обмотки. Продолжительность прогрева при нимается равной для двигателей мощностью до 100кВт-1ч, мощностью выше 100 кВт - 2ч. По сле запуска двигателя с фазным ротором реостат в цепи ротора должен быть полностью вы
веден.
Измерение сопротивления изоляции.
а) обмоток статора. Измерение производится у электродвигателей напряжением до 660 В мегаомметром на напряжение 1000 В, а у электродвигателей напряжением вы ше 660 В - мегаомметром на напряжение 2500 В.
Сопротивление изоляции электродвигателей до 660В в холодном состоянии должно быть не менее 1 МОм, а при температуре 60 °С - 0,5 МОм. У электродвигателей выше 660 В сопротивление изоляции не нормируется, но учитывается при определении условий включения электродвигателей без сушки.
Для электродвигателей на напряжение выше 3000 В или мощностью более 3кВт определяется также коэффициент абсорбции К абс = R60/R15. Нормированные значения коэффициента абсорбции приведены в табл. 1.
б) обмоток ротора. Проводится при капитальном и текущем ремонтах.
Измерение производится у синхронных двигателей и асинхронных двигателей с фазным ротором напряжением 3000В и выше или мощностью более 1000кВт мегаомметром на напряжение 1000 В.
Значение сопротивления изоляции не нормируется.
в) термоиндикаторов с соединительными проводами. Проводится при капитальном ремонте.
Измерение производится мегаомметром на напряжение 250 В. Сопротивление изоляции не нормируется.
г) подшипников. Проводится при капитальном ремонте.
Сопротивление изоляции измеряется у электродвигателей напряжением 3000 В и выше, подшипники которых изолированы от корпуса двигателя. Измерение выполняется относительно фундаментной плиты при полностью собранных маслопроводах мегаом метром на напряжение 1000 В при ремонтах с выемкой ротора. Сопротивление изоляции не нормируется. Методика измерения изоляции изложена в испытаниях изоляции электрооборудования.