Содержание материала

Испытание производится на полностью собранном электродвигателе. Они, как правило, заключают объем пусконаладочных проверок, измерений и испытаний на не подвижном двигателе и предшествуют комплексным испытаниям.

Изоляция электродвигателя испытывается повышенным напряжением переменно
го тока только при удовлетворительных результатах измерения сопротивления изоля ции, коэффициента абсорбции, токов утечки и коэффициента нелинейности. Испытание электрической прочности изоляции обмотки статора относительно корпуса и между фа зами производят синусоидально переменным напряжением частотой 50 Гц по схеме рис. 3. У двигателей, не имеющих выводов каждой фазы в отдельности, допускается вы полнять испытание всей обмотки относительно заземленного корпуса.

Схема испытания изоляции обмотки статора электродвигателя

Рис. 3. Схема испытания изоляции обмотки статора электродвигателя повышенным напряжением переменного тока.

Испытательный трансформатор TL выбирается с запасом по напряжению и мощности. Требуемая мощность S трансформатора определяется по формуле, кВ·А,

где ω=2·π·f - угловая частота; С - емкость изоляции обмотки, пФ; Uисп - величина испытательного напряжения, кВ.

Питание испытательного трансформатора регулируемым напряжением производится через индукционный регулятор или регулируемый трансформатор от линейного напряжения сети трехфазного тока. Питание фазным напряжением недопустимо. Для испытательных трансформаторов с пределом испытательного напряжения не выше 3 кВ возможно применение регулируемых реостатов, включенных по схеме потенциометра.

При испытании крупных электродвигателей мощностью более 2000 кВт и номинальным напряжением 6 кВ и выше рекомендуется включать параллельно обмотки электродвигателя (см. рис. 3) шаровой разрядник, разрядное напряжение искрового промежутка которого не должно превышать значения испытательного напряжения более чем на 10%. В табл.22.3 приведены значения пробивных напряжений для различных диаметров шарового разрядника.

Таблица 5. Пробивные напряжения шаровых разрядников

Диаметр, см

Верхний предел измерения

Нижний предел измерения

Искровой промежуток, мм

Пробивное напряжение (действующее значение), кВ

Искровой промежуток, мм

Пробивное напряжение (действующее значение), кВ

2

15

28,3

0,5

1,9

5

35

58,3

3

5,7

6,5

45

71,5

4

10

10

75

109,6

5

1 1,9

До начала испытаний необходимо обеспечить правильную установку требуемого искрового промежутка разрядника, так как разрядное напряжение искрового промежутка в большой степени зависит от состояния окружающей среды (давления, температуры, влажности и др.). Для этой цели непосредственно на месте испытания выполняется про верка и настройка шарового разрядника.

Увеличивая плавно напряжение до разрядного, фиксируют его значения по вольтметру, после этого установку отключают, очищают поверхность шаров от следов разряда, а затем снова подают напряжение и повторяют эксперимент несколько раз. За истинное значение разрядного напряжения принимается среднее из 10 разрядов. При необходимости производится регулировка расстояния искрового промежутка. Напряжение пробоя разрядника не должно превышать более чем на 10% заданного значения испыта тельного напряжения. Значения испытательных напряжений приведены в табл. 6. Время испытания 1 мин.

Таблица 6. Испытательное напряжение промышленной частоты для электродвигателей переменного тока

Испытуемый объект

Характеристика электродвигателя

Испытательное напряжение, кВ

Обмотка статора

Мощность до 1 МВт, номинальное

напряжение выше 1 кВ

1,6 Uном + 0,8

Мощность выше 1 МВт, номинальное

напряжение до 3,3 кВ

1,6 Uном + 0,8

Мощность выше 1 МВт, номинальное

напряжение выше 3,3 до 6,6 кВ

2 Uном

Мощность выше 1 МВт, номинальное

напряжение выше 6,6 кВ

1,6 Uном + 2,4

Обмотка ротора синхронного электродвигателя

-

8 Uном системы возбуждения, но не менее 1,2.

Обмотка ротора электродвигателя с фазным ротором

-

1

Реостат и пускорегулировочныи резистор

-

1

Резистор гашения поля синхронного электродвигателя

-

2

Результаты испытаний считаются удовлетворительными, если в процессе испытаний не происходило пробоя изоляции или перекрытия ее скользящим разрядом. Явление коронирования на поверхности во внимание не принимается. Пробой изоляции характеризуется резким и устойчивым спаданием испытательного напряжения. Перекрытие скользящими разрядами сопровождается неустойчивым понижением испытательного напряжения.