В соответствии с ГОСТ 18322-78 капитальным ремонтом считается ремонт с целью восстановления исправности и полного или близкого к полному ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые, и их регулировкой.
Применительно к электродвигателям высокого напряжения это означает, что при капитальном ремонте должен выполняться комплекс работ, обеспечивающий восстановление их технико-экономических и эксплуатационных параметров, особенно состояние изоляции обмоток и подшипниковых узлов. Для электродвигателей низкого напряжения капитальный ремонт заключается в полной замене обмоток.
В Минэнерго существуют два вида капитального ремонта: типовой (ремонт с выводом ротора без замены или с частичной заменой обмотки статора) и восстановительный (с полной заменой обмотки).
Текущий ремонт (ГОСТ 18322-78) — это ремонт, осуществляемый в процессе эксплуатации для гарантированного обеспечения работоспособности изделия и состоящий в замене и восстановлении отдельных частей и их регулировке-
В объем текущего ремонта электродвигателей входят следующие работы: чистка и продувка сжатым воздухом; осмотр подшипников и замена в них смазки (при необходимости замена подшипников); проверка размера воздушных зазоров между статором и ротором; ревизия коробки выводов и другие ремонтные работы, обеспечивающие поддержание работоспособности электродвигателя до очередного планового капитального ремонта.
До вывода в типовой ремонт на работающем электродвигателе замеряют температуру подшипников (масла и вкладышей, если последние оборудованы термометрами сопротивления), воздуха на входе и выходе из воздухоохладителей, сердечника статора (если он оснащен термометрами сопротивления); замеряют вибрацию и определяют характер шума двигателя.
По типовой номенклатуре в объем капитального ремонта электродвигателей входят следующие работы. Непосредственно после остановки электродвигатель подвергают предремонтным испытаниям в соответствии с требованиями «Норм испытаний электрооборудования» и до начала разборки проверяют воздушные зазоры; далее выполняют полную разборку двигателя с выводом ротора; осмотр и чистку всех деталей и узлов; осмотр схемных соединений, выводов обмотки статора, коробки выводов; проверку состояния заклиновки статорной обмотки и крепления ее в лобовых частях, состояния сердечника статора (плотность прессовки, состояние крепления в корпусе, лакового покрытия); окраску статора; проверку беличьей клетки, вентиляторов и бандажных колец ротора, крепления сердечника ротора и балансировочных грузов, состояния вала; окраску ротора (при необходимости); замену смазки и ремонт (замену) подшипников (измерение зазоров в подшипниках); ревизию системы охлаждения масла и воздуха; чистку и гидравлические испытания масло- и воздухоохладителей; осмотр щитов (сварных соединений) и деталей крепежа; сборку электродвигателя; послеремонтные измерения и испытания.
Кроме перечисленных могут выполняться работы по модернизации, направленные на устранение недостатков, выявленных в процессе эксплуатации.