Ремонты электродвигателей, как и всего оборудования АЭС, планируют в соответствии с требованиями «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей» (ПТЭ) по системе планово-предупредительных ремонтов (ППР).
В состав ППР входит комплекс мероприятий: техническое обслуживание и надзор во время работы; периодическое выполнение капитальных и текущих ремонтов; проведение профилактических испытаний в соответствии с требованиями «Норм испытания электрооборудования».
Периодичность и сроки проведения ремонтов электродвигателей увязываются с ремонтом механизмов. Это способствует снижению трудозатрат на центровку механизма с двигателем, подготовку рабочего места оперативным персоналом и т. п.
Периодичность ремонтов определяется графиком.
Ежегодные графики ремонтов составляются электроцехом АЭС, согласовываются с цехом централизованного ремонта (ЦЦР) и подрядной организацией, выполняющей ремонт электродвигателей, и утверждаются главным инженером АЭС.
При планировании сроков капитальных и текущих ремонтов учитывается техническое состояние электродвигателей, устанавливаемое в процессе эксплуатации (состояние подшипников, нагрев сердечников и т. п.).
В соответствии с графиком ремонтов ведутся подготовительные работы: составляются перечни объема работ по каждому электродвигателю, оснастки и приспособлений, необходимых для выполнения этих работ (если работа выполняется впервые, то указываются сроки изготовления приспособлений и доставки их к месту ремонта); заготовляются необходимые материалы и запасные части; обеспечиваются противопожарные мероприятия и мероприятия по технике безопасности; разрабатывается и согласовывается проект организации специальных работ.
Эти работы выполняют персонал АЭС и подрядной организации.
Обеспечение ремонтных работ материалами и запасными частями определяется взаимными обязательствами АЭС и ремонтных организаций при ежегодном заключении договора.
Не позднее чем за 15 сут до начала ремонтных работ или испытаний персонал АЭС информирует подрядную организацию об отказах и неисправностях передаваемого в ремонт оборудования, об имеющихся технических решениях и изменениях в схемах.
До вывода электродвигателей в ремонт все вышеперечисленные подготовительные работы должны быть закончены, ремонтный персонал укомплектован в брига- ды, ознакомлен с объемом предстоящих работ и конструктивными особенностями электродвигателей.
До начала работ руководитель ремонта должен ознакомиться с отчетной документацией о ранее выполненных ремонтах этих электродвигателей, обращая внимание на результаты предыдущего ремонта, на время, отработанное подшипниками после их установки и смены смазки, на размер воздушных зазоров и зазоров в подшипниках, результаты испытаний. Кроме того, должны быть учтены замечания о работе электродвигателей (перегрев обмотки, сердечника, вибрационное состояние, температура подшипников).
До начала работ ремонтные площадки должны быть оснащены всеми необходимыми энергетическими разводками, шкафами для хранения инструмента, ящиками для хранения огнеопасных материалов, противопожарными средствами (работы с открытым огнем выполняются по специальным нарядам, выдаваемым персоналом пожарного надзора АЭС).
При организации ремонтной площадки в полуобслуживаемом помещении до начала работ ежедневно оформляется допуск по дозиметрическому наряду и по наряду в действующих электроустановках.
Подготовка ремонта заканчивается проведением предремонтной дезактивации, которой подвергаются только установки ГЦЭН-310. Дезактивация проводится, как правило, двухванным методом.
Прием электродвигателя в ремонт оформляется двусторонним актом.