Никель-железные аккумуляторы (ТНЖ) дешевле никель-кадмиевых (ТНК), поэтому в основном применяют никель-железныс щелочные аккумуляторы (табл. 7.5).
- Никель-железные аккумуляторы
Тип | Номинальное напряжение, В | Номинальная емкость, А-ч | Время нормального заряда, ч | Сила тока, А | Конечное напряжение при разряде не ниже, В | Масса аккуму- | |
зарядного | при пятичасовом I разряде | ||||||
26ТНЖ-200 | 32 | 200 | 7 | 50 | 40 | 26 | 400 |
26ТНЖ-250 (250В) | 32 | 250 | 7 | 62,5 | 50 | 26 | 500 |
22ТНЖ-300 и 300В | 27 | 300 | 7 | 75 | 60 | 22 | 450 |
26ТНЖ-300ВМ | 32 | 300 | 7 | 75 | 60 | 26 | 550 |
34ТНЖ-300ВМ | 42 | 300 | 7 | 125 | 62,5 | 34 | 690 |
22ТНЖ-350 (350П) | 27 | 350 | 7 | 90 | 70 | 22 | 480 |
20ТНЖ-400 (40ТКН-400) | 50 | 400 | 7 | 105 | 80 | 40 | 1050 |
24ТНЖ-500 (500а) | 30 | 500 | 7 | 125 | 62,5 | 24 | 860 |
48ТНЖ-250 | 35 | 250 | 7 | 62,5 | 50 | 30 | 590 |
36ТНЖ-300П | 45 | 300 | 7 | 75 | 60 | 36 | 720 |
37ТНЖ-400 | 45 | 400 | 7 | 105 | 80 | 36 | 920 |
40ТНЖ-500П | 50 | 500 | 7 | 125 | 62,5 | 40 | 1200 |
24ТНЖ-600 | 30 | 600 | 7 | 160 | 85 | 24 | — |
7.6. Зарядные агрегаты
Тип | Габаритные размеры, мм: ширинаХ | Пределы установок зарядного тока, А | Напряжение на выходе, В | Номинальная выходная мощность, кВт | Cos ф не менее | Масса, кг | |
Начало | Конец заряда 1 | ||||||
УЗА-60-42 | 560 X 620X 1200 | 40—60 | 30 | 42 | 2,52 | 0,79 | 120 |
УЗА-90-68 | 560 X 620X 1200 | 67—90 | 46 | 68 | 6,12 | 0,79 | 170 |
УЗА-80-42 | 560 X 620X 1200 | 58—80 | 30 | 42 | 3,36 | 0,79 | 130 |
УЗА-70-68 | 560 X 620X 1200 | 50—70 | 46 | 68 | 4,76 | 0,79 | 150 |
УЗА-120-68 | 560 X 620X 1200 | 92—120 | 46 | 68 | 8,5 | 0,79 | 245 |
УЗА-80-75 | 560X620/ 1200 | 67—80 | 54 | 75 | 6 | 0,79 | 125 |
УЗА-200-60 | 760Х 630Х 800 | 100—200 | 25- | -72 | 11 | 0,82 | 300 |
УЗА-250-100 | 800 X 600 X 1900 | 100—250 | 50- | -100 | 24 | 0,82 | 440 |
Щелочные и кислотные аккумуляторы заряжают от мотор-генераторов, полупроводниковых выпрямителей и автодинов. Целесообразно, чтобы зарядные устройства имели электроконтактные часы, обеспечивающие автоматическое прекращение зарядки по истечении заданного времени. При этом после проверки батареи, включаемой на зарядку, устанавливают время работы агрегата и требуемую силу зарядного тока. Аккумуляторные батареи заряжают полупроводниковыми выпрямителями.
Наиболее распространены зарядные агрегаты с автоматической стабилизацией зарядного тока (табл. 7.6).
Для технического обслуживания и текущего ремонта электротележек и электропогрузчиков и зарядки аккумуляторных батарей оборудуют зарядные станции, которые состоят из электролитного, агрегатного и зарядного изолированных отделений. Потребители зарядной станции относятся к третьей категории по надежности электроснабжения.
Зарядные помещения в верхней зоне (условно на отметке 0,75 общей высоты) относятся к взрывоопасным класса В-16 с категорией и группой взрывоопасной смеси 4Т1 (водород); нижняя зона невзрывоопасная. Нижняя зона зарядной, электролитная, мастерская аккумуляторов и кладовые химикатов относятся к помещениям с химически активной средой. В зарядной предусмотрена зарядка съемных аккумуляторных батарей; когда на предприятии имеется достаточный парк электротранспорта, возможна зарядка без съема батарей. Для этого чаще всего устраивают навес у стены агрегатной, куда заезжают электротележки или электропогрузчики, подключается аккумуляторная батарея к зарядному агрегату. Верхняя зона зарядной—взрывоопасная, поэтому ее освещают взрывозащищенные светильники для категории 4 взрывоопасной смеси.
Объем свежего воздуха (м3/ч), подаваемого вентиляционной системой для одной батареи,
V = 0,071 п,(7.1), где I—средняя сила зарядного тока, А; п—число аккумуляторов в батарее.
Зарядное помещение должно иметь свою вентиляционную систему. Приточно-вытяжные системы для зарядных помещений кислотных и щелочных аккумуляторов должны быть раздельными. Отсасывать газ надо из верхней (более интенсивной) и нижней зон зарядного помещения. Вытяжные вентиляторы должны быть взрывозащищенными.