Ремонт приводного механизма состоит в детальном осмотре, чистке, смазке, окраске и креплении всех деталей приводного механизма выключателя.
Проверяется: а) отсутствие заеданий и значительных трений в подшипниках вала 5 рис. 1 (предварительно нужно убедиться в отсутствии перекоса рамы выключателя по уровнемеру и отвесу); б) крепление двуплечих рычагов 6 и рычага дистанционной передачи 14 и правильность его насадки на вал 5; в) состояние сжатых и растянутых отключающих пружин; пружины не должны иметь трещин, расслоений, ржавчины; расстояния между витками пружин должны быть одинаковыми; помимо этого проверяется исправность масляного буфера — отсутствие затираний при нажатии и проворачивании от руки по всему ходу. Буфер заливается трансформаторным маслом на 10 мм выше верхней кромки поршня. Такую же доливку по рекомендации завода «Уралэлектроаппарат» следует производить после нескольких сотен оперативных (неаварийных) переключений. Исходя из опыта ряда предприятий, рекомендуется припаять на крышке масляного буфера цилиндрическую гильзу, предотвращающую выплеск масла из буфера.
Пружинный буфер выключателя промывают от старой смазки, после чего его пружину и стержень вновь смазывают вазелином или незамерзающей смазкой.
Рис. 28. Положение соединительного клапана в выключателе ВМГ-133.
Рис. 29. Соединительный клапан.
а — старая конструкция; б — новая конструкция.
Рис. 30. Предохранительное кольцо (развернутая длина 50 мм, материал — стальная проволока, пружинная В, ГОСТ 5047-49).
Сборка
Сборка выключателя выполняется в следующем порядке. Подтягивается крепление рамы. Производится сборка цилиндров. Если розеточный контакт снимался, то его устанавливают до подвески цилиндров, причем предварительно тщательно зачищают и смазывают глифталевым лаком места прилегания прокладки к основанию розеточного контакта и цилиндра. Гайка, крепящая контакт, затягивается до отказа.
Затем устанавливают фанерное кольцо 5, опорные бакелитовые цилиндры 3 (рис. 23) и гасительную камеру. Камера вставляется так, чтобы выхлопные ее отверстия были направлены к опорным изоляторам.
Рис. 31. Приспособление для замера зазоров между гасительной камерой и розеточный контактом выключателей ВМГ-133 и МГГ-10
При этом проверяется и регулируется зазор между нижней поверхностью гасительной камеры и верхом розеточного контакта. Он должен быть для выключателей ВМГ-133 I равен 2—4 мм, для ВМГ-122—7—8 мм и для выключателей ВМГ-133, ВМГ-133 II и ВМГ-133 III—14—16 мм.
Правильность установки гасительной камеры удобно проверять с помощью приспособления, показанного на рис. 31:
- Измеряется расстояние от верхнего края розеточного контакта до верхнего торца стального цилиндра (размер А) (рис. 32).
- Измеряется высота гасительной камеры (размер Б).
- После установки камеры измеряется расстояние между верхним торцом цилиндра и верхним краем гасительной камеры (размер В).
Рис. 32. Проверка установки гасительной камеры.
а — измерение расстояния от розеточного контакта до края цилиндра; б — измерение расстояния от камеры до края цилиндра.
Тогда проверяемый зазор между гасительной камерой и краем розеточного контакта, определяемый размером Г, будет равен:
Г=А—(Б+В).
Если проверяемый размер окажется больше (положенного, то необходимо уменьшить толщину фанерного кольца. Если проверяемый размер мал, то прокладываются картонные шайбы между фанерным кольцом 10 и опорным цилиндром 11 (рис. 2).
При установке распорных бакелитовых цилиндров проверяется точное совпадение верхних отверстий в них с отверстиями в цилиндрах. Верхний обрез распорного бакелитового цилиндра должен быть ниже верха металлического цилиндра на 2—4 мм (рис. 32).
После сборки цилиндра он закрывается проходным изолятором, крышка которого зачищается и смазывается густым бакелитовым лаком и затягивается болтами без перекоса изолятора по отношению к оси цилиндра.
После сборки цилиндры подвешивают на опорные изоляторы рамы в соответствии с их маркировкой и проверяют вертикальность установки цилиндров по отвесу. Расстояние между осями цилиндров должно быть 250±5 мм. Затем подпорные болты затягивают до отказа.
После сборки цилиндра с токоведущим стержнем и гибкой связью проверяется отсутствие заедания или излишнего трения контактного стержня при движении его к розеточному контакту. При правильной установке и сборке стержень, опущенный из крайнего верхнего положения, под собственным весом должен войти в розеточный контакт на глубину не менее 40 мм.
Затем контактные стержни соединяются с фарфоровыми тягами и проверяется совпадение по вертикали геометрических осей контактных стержней, фарфоровых тяг и цилиндров (при наблюдении сбоку выключателя).
Цилиндры заливаются сухим и чистым трансформаторным маслом до нормального уровня.
Контактные соединения ошиновки выключателя проверяются щупом толщиной 0,05 мм, который не должен заходить глубже 4 мм.
Дистанционная передача привода соединяется с выключателем, проверяется вручную правильность работы и взаимодействие привода и выключателя, после чего приступают к регулировке выключателя.
Регулировка выключателя производится при управлении привода вручную. Только окончательно отрегулированный выключатель необходимо опробовать дистанционно.
Кроме указанных выше регулировочных данных, при регулировке выключателя с приводом должны быть достигнуты следующие основные параметры:
а) При ограничении поворота вала в крайние положения «включено» .и «отключено» с пружинным и масляным буферами ход контактных стержней должен быть в пределах 250 + 5 мм.
б) В положении «включено» зазор между шайбой пружинного буфера и его корпусом должен быть 0,5— 1,5 мм. Отсутствие зазора может создать при включении преждевременное ограничение хода вала выключателя, что не позволит защелке механизма привода удержать выключатель во включенном положении. Зазор свыше 1,5 мм опасен, так как контактные стержни три включении могут по инерции ударить в основание розеточного контакта и разрушить выключатель. Зазор регулируется изменением толщины шайбы (или их количества) 5 (рис. 3). Ход пружинного буфера (сжатие пружины) для всех выключателей ВМГ, кроме ВМГ- 133 III, должен быть 14+1 мм, а для выключателя ВМГ-133 III—20 + 1 мм.
в) Запасной ход контактных стержней при включенном положении масляного выключателя, необходимый для предотвращения ударов стержней в основание розеточного контакта, должен быть 25—30 мм. Такой же зазор должен быть между колодкой гибкой связи и головками болтов колпачка проходного изолятора.
Наличие запасного хода рекомендуется проверять следующим образом: при включенном вручную выключателе измеряют расстояние между колодкой гибкой связи и верхним краем колпачка проходного изолятора. Затем отсоединяют от фарфоровой тяги токоведущий стержень и опускают его вниз до упора в основание розеточного контакта («до дна»). Измеряют расстояние между колодкой гибкой связи и верхним краем колпачка проходного изолятора в этом положении контактных стержней.
Разница показаний первого и второго измерений и будет равна запасному ходу контактных стержней. Изменение величины запасного хода и его регулировка производятся путем навертывания (при запасном ходе менее 25 мм) или свертывания (при запасном ходе выше 30 мм) наконечника стержня.
Величина входа контактных стержней в розеточный контакт при включенном выключателе определяется как разность между полной высотой розеточного контакта (70 мм) и недоходом стержня «до дна». При правильной регулировке эта величина должна быть 40—45 мм.
г) После ручной регулировки выключателя с приводом производится его десятикратное дистанционное опробование и измерение скорости движения контактных стержней. Состояние контактной системы проверяется с помощью микромметра. Сопротивление контактов масляных выключателей типа ВМГ-133 III должно быть не более 100 мком, остальных типов—не более 150 мком.