Гидроэлектростанция в Саянах была объявлена в 1967 г. Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. А уже 12 сентября 1968 г. в Карловском створе началась отсыпка земляных перемычек котлована первой очереди. Весть о покорителях Енисея разнеслась по всей стране. С этого дня начался штурм могучего Енисея в Саянах. Право первому сбросить в быстрину реки мраморную глыбу с надписью «Идем на Вы, Енисей!» завоевал в социалистическом соревновании водитель самосвала МАЗ-525 Илья Васильевич Кожура. Он был одним из первых, приехавших на стройку в Саяны.
Символичен такой факт. В день отсыпки первых кубометров скалы в перемычки комсомольцы Василий Прокофьев и Татьяна Янкус подняли в Карловском створе вымпел «Слава труду». До этой поры он гордо реял на строительстве Красноярской ГЭС. Вымпел последовал на Саяны за теми, у кого за плечами был красноярский опыт строительства.
Ширилась эстафета трудового подвига. Со всех концов страны на стройку шли грузы, машины, механизмы.
Рис. 3. Перекрытие русла р. Енисей. 4 октября 1975 г.
В 1970 г. бригада арматурщиков, которую возглавлял коммунист, ветеран гидротехнических строек Сибири, Александр Степанович Тяжов, уложила в первый блок раздельной стенки - перемычки - первый кубометр гидротехнического бетона. Этот первый бетон укладывался «космической лопатой», которой на Красноярской ГЭС Юрий Алексеевич Гагарин уложил первый кубометр бетона в станционную часть плотины.
С 26 декабря 1972 г. началась укладка бетона в основные сооружения гидроузла.
4 октября 1975 г. над Енисеем и Саянскими горами взметнулись разноцветные ракеты. В этот день в Карловском створе Енисей был досрочно перекрыт. И снова колонну мощных самосвалов БелАЗ-540 возглавил Илья Васильевич Кожура. Вместе с почетным гостем, дважды Героем Советского Союза летчиком-космонавтом СССР Георгием Тимофеевичем Береговым, сбросил он в проран первые кубометры скалы.
Взяв старт, гидростроители уже не снижали трудового темпа. Широко развернули соревнование бригады плотников-бетонщиков основных сооружений в честь XXV съезда Коммунистической партии. 19 января 1976 г. комсомольско-молодежные коллективы Сергея Коленкова, Михаила Полторана и Валерия Познякова в торжественной обстановке открыли фронт бетонных работ на станционной части плотины СаяноШушенской ГЭС.
Четкая организация интенсивного производства буровзрывных и земельно-скальных работ в котловане второй очереди позволила в течение 1976 г. в предельно короткие сроки подготовить основание для широкого ведения бетонных работ на всей станционной плотине.
Успех строительства Саяно-Шушенской ГЭС решался и решается не только в Карловском створе. Определяется он трудовыми коллективами многих предприятий нашей Родины. На стройке работают бетонные автоматизированные заводы, изготовленные на Славянском заводе строительных машин, новые бетоноукладочные краны, созданные по чертежам харьковских проектировщиков рабочими и инженерами Зуевского энергомеханического завода. Бетоновозные эстакады поставляются Камским, Ново-Каховским и Чеховским заводами «Гидростальконструкция», БелАЗы — Минским автомобильным заводом, КрАЗы — из Кременчуга, КамАЗы — из Набережных Челнов, трубы — из Новомосковска и Азербайджана, трансформаторы — из Запорожья. Но наибольший вклад в строительство гидроэнергетического гиганта в Саянах призваны внести ученые, инженеры, рабочие Ленинграда. Здесь проектируется гидроузел и проводятся основные исследования его гидротехнических сооружений. Создается основное гидроэнергетическое, электрическое, механическое оборудование, электроаппараты, системы защиты и автоматики. Выступив в декабре 1974 г. с инициативой о творческом научно-техническом содружестве при создании гидроэнергетического гиганта на Енисее, коллективы города на Неве возглавили социалистическое соревнование предприятий нашей Родины за ускорение строительства Саяно-Шушенской ГЭС при высоком качестве работ.
2 октября 1977 г. изготовленное досрочно коллективом объединения турбостроения «Ленинградский металлический завод» рабочее колесо для первого гидроагрегата было доставлено в Карловский створ. Его в прямом смысле слова из рук в руки передавали как эстафету ленинградские металлисты морякам Северного пароходства, в Дудинке моряки — енисейским речникам, в Дивногорске речники — эксплуатационникам судоподъемника Красноярской ГЭС, и наконец, — саянским монтажникам.
21 июля 1978 г. первое сменное рабочее колесо было опущено в шахту пускового гидроагрегата. 15 августа строители строго по графику предоставили фронт работ специальному участку ленинградского объединения «Электросила» для сборки статора генератора.
2 октября 1978 г. монтажники закрыли донные отверстия в водосбросной части плотины, и началось рождение нового Саянского моря. В этот же день комплексные бригады уложили в блоки основных сооружений плотины трехмиллионный кубометр бетона.
15 декабря 1978 г. первый гидроагрегат был поставлен на холостые обороты, а 18 декабря досрочно — под промышленную нагрузку.
Многие месяцы, недели, дни подготовки первого агрегата к пуску были поистине подвижническим, героическим трудом людей: ученых, проектировщиков, конструкторов, руководителей предприятий и стройки, бетонщиков, монтажников, механизаторов, водителей, рабочих и специалистов различных профессий и в Саянах, и в Ленинграде, и в Москве, и в десятках других городов страны.
Ввод в действие первого гидроагрегата явился для всех участников великой стройки на Енисее серьезным экзаменом на зрелость, на мужество.
В письме Генеральному секретарю ЦК КПСС, Председателю Президиума Верховного Совета СССР товарищу Леониду Ильичу Брежневу трудовых коллективов строительных и монтажных организаций, машиностроительных предприятий, научно-исследовательских и проектных институтов, участвующих в строительстве Саяно-Шушенской гидроэлектростанции и внесших свой вклад в пуск первого агрегата, говорится: «Строительство Саяно-Шушенской гидроэлектростанции в местах, связанных с именем великого Ленина, мы расцениваем как почетное задание родной партии. Символом верности заветам Ленина станет сооружаемая нами крупнейшая в мире гидроэлектростанция мощностью 6400 тысяч киловатт — энергетическое сердце Саянского территориально-производственного комплекса».