Содержание материала

Шварц А. Л.

Одним из наиболее значимых периодов в истории ЮУГРЭС является освоение головного моноблока 200 МВт с прямоточным пылеугольным котлом ЗиО ПК-33-83СП, турбиной К-200-130 ЛМЗ и генератором ТВФ-200-2 с водородным охлаждением завода “Электросила”. Помимо основного оборудования новым являлось вспомогательное оборудование блока: углеразмольные молотковые мельницы, питательные насосы, гидромуфты, элементы системы регенерации. Новыми являлись также примененные на блоке схемы: тепловая и пусковая, автоматизации и технологических защит.
Головной организацией по освоению этого блока и исследованию его элементов был назначен ВТИ.
При освоении котлоагрегата наибольший наушно- технический интерес представляло выявление причины ненадежности подвесных труб заднего экрана топочной камеры, приведшей к двум авариям.
Подвесные трубы заднего экрана были запроектированы в виде U-образных петель, обогреваемых газами в области горизонтального газохода (нижняя часть, составляющая 2/3 высоты, размещена с тыльной стороны настенного экрана). Проведенный с учетом экспериментальных данных анализ показал, что система этих подвесных труб имеет многозначную гидравлическую характеристику, что при эксплуатационных колебаниях режима при пониженных нагрузках котла приводило к прекращению расхода среды в отдельных трубах и их разрыву. ВТИ и ЗиО разработали реконструктивные мероприятия, которые обеспечили чисто подъемное движение во всех подвесных трубах заднего экрана и полную надежность работы подвесной системы и котла во всех режимах эксплуатации.
Был отработан оптимальный пусковой режим в схеме со встроенным сепаратором (умеренное тепловыделение в топке на начальной стадии пуска). Это предотвратило резкие колебания температуры металла труб ширмового перегревателя, которые вызывали их повреждения на первой стадии освоения котла.
На основе первых результатов освоения котла была изменена схема присоединения пылепроводов к горелкам так, что пыль от каждой мельницы стала подаваться к горелкам всех ярусов. Это привело к однозначности влияния изменения расхода топлива на параметры пара и снизило газовые перекосы температуры по тракту.
Шлакование потолка котла при работе верхнего яруса горелок и нагрузках выше 160 МВт было устранено после установки дополнительных обдувочных устройств, работающих на “перегретой” воде.
Турбина была освоена сравнительно легко и без существенных переделок. Некоторые трудности в начальный период вызывали заедание и зависание второго и третьего клапанов системы парораспределения ЦВД турбины в области нагрузок 170 МВт и повышенные разности температуры верха и низа ЦВД и ЦСД при остановах турбины.
Пуск моноблока в эксплуатацию с подготовленными средствами автоматизации и технологической защиты оборудования был применен впервые и показал, что такой подход к автоматике и защите является единственно правильным при освоении крупных энергетических блоков.
Новая для того времени ступень параметров пара, примененная на блоке, была успешно внедрена и не создала значительных затруднений при освоении.
Весьма плодотворным при освоении блока оказалось сочетание работы института, заводов и проектной организации в тесном сотрудничестве с персоналом Южноуральской ГРЭС.