Содержание материала

УДК 621.313.002.5
СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЭЛЕКТРОМАШИНОСТРОЕНИЯ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
В. Г КОСТРОМИН. директор ВНИИТэлектромаш

В электромашиностроении на долю специфических для этого производства процессов (шихтовочно-сборочных, обмоточно-изолировочных, пропиточных, испытательных) приходится более половины суммарных трудозатрат изготовления двигателей. Этими процессами охватывается практически основной объем переработки электротехнической стали, цветных металлов, электроизоляционных материалов.
Все многообразие машин мощностью от 0,25 до 400 кВт подразделяется на две большие группы: машины со всыпными обмотками (примерно до 100 кВт) и машины с жесткими обмотками (свыше 100 кВт). Принципиальные конструктивные различия этих групп обусловливают необходимость в различных составах технологий и специального технологического оборудования.
Наиболее массовыми в выпуске электрических машин являются двигатели со всыпными обмотками мощностью от 0,25 до 100 кВт. В год изготавливается от 10 тыс. до нескольких миллионов этих двигателей одного типоразмера. Число рабочих, занятых на специфических процессах изготовления этих машин, превосходит число занятых в других зонах производства электродвигателей в 2,5—3 раза.
Как показал анализ этой зоны производства, более 2/3 специфических технологий относятся к общеотраслевым и межотраслевым, т. е. применяемым группами предприятий министерства или несколькими министерствами, выпускающими однородную продукцию. Это позволяет существенно снизить затраты и сроки разработки новых технологий, создать типовые технологические процессы и типоразмерные ряды унифицированного оборудования, охватывающие группы конструктивно подобных двигателей.
Приведенные данные свидетельствуют, что ускорение технического прогресса в технологии производства именно этих машин обеспечивает наибольший экономический и социальный эффект. Выполненные институтом технологические разработки для этой зоны электромашиностроения позволили практически решить проблему механизации ранее выполняемых вручную специфических технологических работ. Созданы технология и оборудование, позволившие механизировать операции сборки сердечников статора и ротора, изолирования пазов, укладки и закрепления в пазах обмоток, формования и бандажирования лобовых частей обмотки, пропитки и испытания обмотанных статоров, узловой и общей сборки электродвигателей и их приемо-сдаточные испытания.
Одновременно с созданием этих технологий по заданиям технологов разрабатывались новые марки электротехнических сталей, электроизоляционные материалы и провода для машинных процессов, совершенствовались конструкции электродвигателей. Такой комплексный подход к разработке электрических машин и технологии их производства способствовал созданию прогрессивных серий двигателей 4А, АИ, В, ВР, 4П и др. Трудоемкость изготовления двигателей была снижена в 3- 5 раз, а по наиболее трудоемким процессам — обмоточно-изолировочным — в 5—7 раз. Только одна серия АИ при снижении благодаря разработкам института трудозатрат на ее изготовление на 0,19 нормо-часа на 1 кВт, более высоким по сравнению с предшествующими, сериями энергетическим и надежностным показателям, обеспечивает экономический эффект в народном хозяйстве свыше 45 млн. руб.
В системе министерства при долевом участии стран — членов СЭВ было организовано промышленное производство специального технологического оборудования, отвечающего мировому уровню, что позволило СССР и в значительной мере странам СЭВ отказаться от закупки такого оборудования в капиталистических странах.
Нововолынский завод специального технологического оборудования поставил заводам, изготавливающим двигатели с высотами оси вращения 63—250 мм, и заводам, выпускающим двигатели для бытовой техники, около 2000 единиц этого оборудования, что позволило высвободить не менее 21 тыс. чел и обеспечило годовой экономический эффект 34 млн. руб. В страны СЭВ поставлено более 120 единиц такого оборудования.