Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Технология монтажа электрических машин

Технология монтажа электрических машин

При монтаже электрических машин руководствуются ПУЭ, СНиП и специальными инструкциями заводов-изготовителей. Одной из основных операций подготовительных работ перед началом монтажа является проверка фундаментов. Проверяют бетон, используемый для фундаментов; главные осевые размеры и высотные отметки опорных поверхностей; осевые размеры между отверстиями для анкерных болтов; глубину отверстий и размеры ниш в стенах фундаментов для затяжки болтов (рис. 5).
При проверке фундаментов размеры сверяют с данными машины: продольной осью вала машины, поперечными осями станин, реперами высоты. Проверку производят нивелиром и натянутыми визирными струнами стальных проволок.
Если при проверке обнаружится, что фундамент занижен по высоте, строительная организация обязана нарастить фундамент до требуемых размеров.
Фундаментные болты
Рис. 5. Фундаментные болты:
а —- с плитками; б — крюкообразные; в — для крепления салазок; 1 — болт; 2 — плита машины; 3— анкерная плитка; ниша
При заниженных фундаментах и общей массе машинного агрегата до 20 т допускается устанавливать машины на отрезках двутавровых балок высотой не более 100 мм; при этом следует применять только тонкие прокладки (регулировочные).
В состав подготовительных работ входит подбор необходимых инструментов, измерительных приборов, такелажных механизмов со стропами, предварительно испытанных по правилам Госгортехнадзора. Далее производят распаковку электрических машин, очистку их от грязи, ржавчины, антикоррозионных покрытий.
Электрические машины, поступившие с завода-изготовителя в собранном виде, на месте монтажа не разбирают, если их правильно транспортировали и хранили.
Подготовка таких машин к монтажу включает в себя следующие технологические операции: внешний осмотр;
очистку фундаментных плит и лап станин; промывку фундаментных болтов уайт-спиритом и проверку качества резьбы (прогонкой гаек);
осмотр выводов, щеточного механизма, коллекторов или контактных колец, маслоуказательной и другой арматуры;
осмотр состояния подшипников, промывку подшипниковых стояков и картеров;
проверку зазора между крышкой и вкладышем подшипника скольжения, валом и уплотнением подшипников, измерение зазора между вкладышем подшипника скольжения и валом;
вскрытие подшипников качения и проверку заполнения их консистентной смазкой;
проверку воздушного зазора между активной сталью ротора и статором;
проверку свободного вращения ротора и отсутствие задеваний вентиляторов за крышки торцовых щитов;
проверку мегаомметром сопротивления изоляции всех обмоток, щеточной траверсы и изолированных подшипников.
Если нет уверенности, что во время транспортировки и хранения поступившая в собранном виде машина осталась неповрежденной и незагрязненной, необходимость ее разборки для ревизии определяется специальным актом.
Монтажная организация выполняет такую работу по отдельному заказу. Сначала машины полностью или частично разбирают, а затем приступают к их осмотру. Разборку машин, поступивших в собранном виде, и последующую сборку выполняют в соответствии с инструкцией.
Монтаж электрических машин мощностью до 1000 кВт начинают с выгрузки их с транспортных средств кранами. Перемещение в горизонтальной плоскости и установку на фундамент электродвигателя выполняют с помощью электротали, электрокара или погрузчика.
Осмотр электрической машины проводят на стенде в специально выделенном в цехе помещении.
О выявленных дефектах электромонтажник ставит в известность бригадира, мастера или руководителя монтажа.
Если наружных повреждений не обнаружено, электродвигатель продувают сжатым воздухом. При этом сначала проверяют подачу по трубопроводу сухого воздуха, для чего струю направляют на какую-нибудь поверхность или на ладонь руки. При продувке ротор электродвигателя проворачивают вручную, проверяя свободное вращение вала в подшипниках. Снаружи электродвигатель обтирают тряпкой, смоченной в керосине.
Промывку подшипников скольжения во время монтажа производят следующим образом. Из подшипников удаляют остатки масла, отвернув спускные пробки. Затем, завинтив их, в подшипники наливают керосин и вращают руками якорь или ротор. Далее вывинчивают спускные пробки и дают стечь всему керосину. После промывки подшипников керосином их необходимо промыть маслом, которое уносит с собой остатки керосина. Только после этого их заполняют свежим маслом на 1/2 или 1/3 объема ванны.
Смазку в подшипниках качения (роликовых и шариковых) при монтаже машин не заменяют. Заполнение смазкой подшипника не должно превышать 2/3 свободного объема подшипника.
Измерение сопротивления изоляции электродвигателей постоянного тока производят между якорем и катушками возбуждения (полюсами), проверяют сопротивление изоляции якоря, щеток и катушек возбуждения по отношению к корпусу. При измерении сопротивления изоляции подсоединенного к сети электродвигателя необходимо отсоединить все провода, подведенные к электродвигателю от сети и реостата. Между щетками и коллектором при измерении помещают изолирующую прокладку из миканита, электрокартона, фибры, резиновой трубки и т.п.
У электродвигателей трехфазного тока с короткозамкнутым ротором производят измерение сопротивления изоляции только обмоток статора по отношению к земле (корпусу) и друг к другу. Это возможно при выведенных шести концах обмотки. Если выведены только три конца обмотки, измерение производят только по отношению к земле (корпусу).
У электродвигателей с фазным ротором кроме определения сопротивления изоляции обмоток статора по отношению к земле и друг к другу измеряют сопротивление изоляции между ротором и статором, а также сопротивление изоляции щеток по отношению к корпусу (между кольцами и щетками должны быть проложены изолирующие прокладки).
Изоляцию обмоток электрических машин измеряют мегаомметром на 1 кВ для машин напряжением до 1 кВ и на 2,5 кВ — для машин напряжением выше 1 кВ. Если результаты измерения сопротивления изоляции обмоток электрических машин до 1 кВ удовлетворяют нормативным показателям, электрические машины могут быть включены без сушки изоляции обмоток.
Такие электродвигатели доставляют к месту монтажа, устанавливают непосредственно на полу, на специальных конструкциях, или на фундаменте. Подъем электродвигателей массой до 50 кг можно осуществлять вручную, при установке их на низкие фундаменты.
Способы выверки установки электродвигателя
Рис. 6. Способы выверки установки электродвигателя при ременной и клиноременной передачах и одинаковой ширине шкивов с помощью линейки
(а), скоб и струны (б), шнурка(в)
Соединение электродвигателя с приводимым им во вращение механизмом выполняют с помощью муфт или через ту или иную передачу (зубчатую, ременную). При всех способах соединения требуется проверка положения двигателя уровнем в горизонтальной плоскости в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Для этого удобнее всего пользоваться «валовым» уровнем, т.е. таким, который в основании имеет выемку в виде «ласточкина хвоста»; его удобно накладывать непосредственно на вал электродвигателя.
Электродвигатели, устанавливаемые непосредственно на бетонном полу или фундаменте, выверяют, подкладывая под лапы электродвигателей металлические подкладки (клинья) для регулирования положения их в горизонтальной плоскости. Деревянные подкладки для этой цели не пригодны, так как при заливке фундаментных болтов цементным раствором они набухают и сбивают произведенную выверку, а при затяжке болтов спрессовываются.
При ременной и клиноременной передачах необходимо соблюдать параллельность валов электродвигателя и вращаемого им механизма, а также совпадение средних линий по ширине шкивов. Если ширина шкивов одинакова, а расстояние между центрами валов не превышает 1,5 м, выверку производят стальной выверочной линейкой (рис. 6, а). Для этого линейку прикладывают к торцам шкивов и подгоняют электродвигатель так, чтобы линейка касалась двух шкивов в четырех точках. Если расстояния между центрами валов более 1,5 м, а выверочная линейка отсутствует, выверку электродвигателя производят с помощью струны и временно устанавливаемых на шкивы скоб (рис. 6, б). Центры валов подгоняют до получения одинакового расстояния от скоб до струны. Выверку можно производить также тонким шнурком, натягиваемым от одного шкива к другому.

Приемы и способы разборки электродвигателей
Рис. 7. Приемы и способы разборки электродвигателей:
а — снятие шкивов и полумуфт с помощью универсального съемника с ретулируемым раскры тием тяг; б — насадка шкивов и полумуфт с помощью нажимного устройства; е — снятие и на садка подшипников с помощью специального съемника; г— посадка на вал; д— посадка одновременно на.вал и расточку подшипников шита

 

При ременной и клиноременной передачах на вал электродвигателя часто приходится насаживать шкив, а также снимать его. Снятие шкива производят специальными скобами. Наиболее удобными являются универсальные съемники. Съемник с регулируемым раскрытием тяг производит захват детали с наружной или внутренней стороны и развивает тяговое усилие до 20 кН, съемник с самоустанавливающимися тягами от 30 кН, с гидравлическим приводом до 100 кН. Если шкив, полумуфту или шестерню не удается снять с вала, их подогревают до 250—300°С пламенем газовой горелки. При этом вал охлаждают водой или сжатым воздухом.
Для снятия подшипников качения, как правило, применяют простые съемники. Снятие производят вращением рукоятки центрального винта, упирающегося концом в торец вала. Если подшипник снять не удается, его подогревают до 100°С, поливая горячим минеральным маслом.
Новый подшипник перед посадкой на вал тщательно промывают бензином. Место посадки на валу тщательно очищают, промывают бензином и смазывают минеральным маслом . Подшипник перед посадкой прогревают в чистом минеральном масле температурой 80—100°С. Посадку производят отрезком трубы (желательно медной), упираемой во внутреннее кольцо подшипника. Шкив, полумуфту, шестерню насаживают на вал специальным винтовым приспособлением (рис. 7, а — г).
Применение этого приспособления позволяет все горизонтальные усилия передавать на вал, а не на подшипники. Сначала снимают крышку подшипника с противоположной от привода стороны и конец вала упирают в шкворень приспособления, а затем вращением рукоятки центрального винта надвигают шкив на вал. Для насадки шкивов, полумуфт, шестерен на валы более крупных машин применяют винтовой домкрат, в который упирают конец вала, противоположный приводу.
Насадку шкива, полумуфты или шестерни на вал электродвигателя производят после смывания керосином с вала грязи и ржавчины. После очистки вала в канавку (выемку в валу) закладывают шпонку, конец вала слегка смазывают минеральным маслом и только после этого производят насадку.
Центровку валов соединяемых между собой машин и механизмов выполняют для устранения их боковых или угловых смещений.
В монтажной практике чаще всего используют для этого радиально-осевые скобы. Перед началом центровки полумуфты разъединяют, а валы раздвигают, чтобы скобы и полумуфты при вращении валов не соприкасались.

Конструкции радиально-осевых скоб и их крепление на ступицах полумуфт показаны на рис. 8. Наружную скобу 6закрепляют хомутом 5 на ступице полумуфты 3 установленной машины, а внутреннюю скобу 1 — таким же хомутом на ступице полумуфты 2 соединяемой машины. Соединение хомутов со скобами производят болтами 4с гайками. С помощью измерительных болтов /устанавливают минимальные зазоры а и б. В процессе центровки измеряют боковые а и угловые b зазоры, используя щупы, индикаторы или микрометры. Индикатор или микрометрическую головку ставят на место болтов 7.
Центровка валов по полумуфтам
Рис. 9. Центровка валов по полумуфтам:
Центровка валов с помощью радиально-осевых скоб
Рис. 8. Центровка валов с помощью радиально-осевых скоб:
1 — полумуфты; 2— скоба; 3, 4— болты
5, 6 — внутренняя и наружная скобы; 2, 3 — полумуфты; 4, 7— болты; 5—хомут

При измерении щупом его пластинки вводят в зазор с ощутимым трением на глубину до 20 мм. Поскольку при замерах щупом возможны погрешности, значения которых зависят от опыта проверяющего, результаты измерений необходимо контролировать, для чего проворот валов и замеры повторяют.
При правильном выполнении измерений сумма числовых значений четных замеров равняется сумме числовых значений нечетных:

Считают, что замеры выполнены правильно, если разница между этими суммами не превышает 0,03—0,04 мм. В противном случае, не изменяя положения полумуфт, измерения повторяют более тщательно.
При центровке валов по полумуфтам (рис. 9)   сначала крепят скобу 2 на ободе полумуфты 1 болтом. Затем определяют боковые зазоры а между измерительным болтом 4, ввернутым в скобу 2, и внешней поверхностью полумуфты. Далее замеряют угловые зазоры b при четырех положениях (0, 90, 180 и 270°) полумуфт.
Действительное значение углового зазора в каждом из четырех положений определяют как среднее арифметическое от деления суммы числовых значений Ъ на количество замеров.
Затяжку гаек фундаментных болтов производят в два приема. При центровке валов выполняют предварительную затяжку стандартными гаечными ключами без надставок. Через 30 мин после окончания подливки бетонной смесью повторно контролируют выверенное положение электрических машин. При достижении подливкой прочности не менее 12 000 кПа, но не ранее чем через 4 сут с помощью надставок окончательно затягивают гайки фундаментных болтов.
Затяжку производят равномерно в два-три обхода в требуемой последовательности. Начинают с фундаментных болтов, расположенных на осях симметрии опорной части, после чего затягивают ближайшие к ним болты, а затем, постепенно удаляясь от оси симметрии, остальные.
Крутящий момент, прилагаемый при затяжке фундаментных болтов, зависит от их диаметра. Зависимость крутящего момента от диаметра резьбы фундаментного болта приведена ниже.
Для ручной затяжки гаек фундаментных болтов применяют одно- и двусторонние гаечные ключи с открытым зевом или накидные на соответствующие размеры гаек, а также динамометрические ключи с предельным крутящим моментом до 1 200 Н * м или трещоточные с моментом до 1 400 Н * м, для механизированной затяжки — электро- или пневмогайковерты с регулируемым предельным крутящим моментом.
Диаметр резьбы:
фундаментного болта, мм                                                           16 20 24    30                   36         42
крутящий момент,
Н * м .........................  30-60 50-100 130-250 300-550 600-950 1 000-1 500

 
« Технология монтажа взрывозащищенных электродвигателей   Технология монтажа электрических машин, прибывающих с заводов-изготовителей в разобранном виде »
электрические сети