Содержание материала

В процессе эксплуатации выключатель подвергается периодическим наружным осмотрам, текущим ремонтам и капитальным ремонтам.
Периодические наружные осмотры выключателя производятся в следующие сроки:
а)   в распределительных устройствах объектов с постоянным обслуживающим персоналом и подстанций с дежурством на дому — один раз в сутки. Кроме того, один раз в семь дней производится осмотр ночью без освещения для выявления наличия разрядов, коронирования и пр.;
б)  в установках без постоянного обслуживающего персонала — не реже одного раза в 10 дней.

Внеочередные наружные осмотры выключателя производятся после отключения коротких замыканий, а также после включения на короткое.
При наружном осмотре выключателя проверяется:
а)  уровень масла, который должен быть между двумя закрашенными чертами маслоуказателя;
б)  отсутствие течи масла;
в)  состояние изоляторов — чистота поверхности, отсутствие видимых дефектов (трещин и сколов);
г)  отсутствие тресков и шумов внутри выключателя, отсутствие короны и разрядов на изоляторах;
д) отсутствие снежных заносов (зимой), уменьшающих до недопустимых пределов (ниже 900 мм) разрядное расстояние между полюсами и между частями, находящимися под напряжением, и землей;
е)  состояние механических креплений выключателя и привода;
ж)  состояние ограждения выключателя;
з)   наличие крышек аварийных клапанов (окрашенных в желтый цвет);
и)   состояние заземляющей проводки.
Текущие ремонты выключателя производятся по мере необходимости. В местностях, где изоляция выключателя подвергается сильному загрязнению, периодичность текущих ремонтов устанавливается энергосистемой. Внеочередной текущий ремонт производится для устранения дефектов, обнаруженных при наружных осмотрах, или для уточнения причин ненормальностей, выявленных в процессе эксплуатации.
При текущем ремонте выключателя производятся следующие работы:
I. Разбирают дугогасительные устройства, для чего:
а)  сливают масло из дугогасительных элементов, используя масловыпускатель верхнего корпуса механизма;
б) снимают аварийные клапаны 17 (см. рис. 79) и вынимают вставные трубы 16 (с 1957 г. эти трубы не устанавливаются в выключателях);
в)  отвинчивают болты, крепящие кожухи 21 к фланцам изоляторов 7, и снимают кожухи, отсоединив предварительно концы гибких связей от крышек выемных частей гасительных устройств;
г)  снимают пружинные клапаны 15;

д) отвинчивают оставшиеся гайки, крепящие выемные части дугогасительных устройств, и вынимают последние из бакелитовых цилиндров 6. Если выемные части плотно сидят в цилиндрах и их трудно вынуть, то рекомендуется выталкивать их подвижными контактными стержнями 8, для чего выключатель медленно включается домкратом;
е)  тщательно очищают от копоти и металлических частиц выемные части и бакелитовые цилиндры, для чего их протирают смоченными бензином мягкими чистыми тряпками, не оставляющими ворсинок. При этом особое внимание обращают на полное удаление следов копоти на барьерах 12 (рис. 79) выемных частей возле дугогасительных щелей и внутри них. Очищают также наружную поверхность бакелитовых цилиндров и внутреннюю поверхность фарфоровых покрышек 7 с помощью стального прута с тряпками, закрепленными на нем шпагатом, вставляемого в зазор между покрышкой и бакелитовым цилиндром. Кроме того, очищают от копоти и промывают чистым маслом пружинные клапаны 15, кожухи 21 и трубы 16;
ж)  проверяют состояние всех контактных частей, и в случае если поверхности их обгорели и имеют значительные следы оплавления дугой, слегка сглаживают их личным напильником под вазелином. Контактные поверхности наконечников из «кирита» зачищают напильником непосредственно перед заливкой масла в выключатель (даже если они не имеют следов оплавления). После опиловки контактные поверхности протирают чистой тряпкой и смазывают тонким слоем вазелина (шлифовка и полировка контактов не допускается). Проверяют, не изменился ли размер 47 между неподвижным 11 и промежуточным 14 контактами выемной части дугогасительного устройства. Допускается отклонение — 1 мм или +2 мм. Если этот размер оказывается за пределами указанных отклонений, производят замену оплавленных контактов новыми;
з)   устанавливают на место выемные части дугогасительных устройств (без пружинных клапанов) и проверяют ход неподвижных контактов 11 при включении выключателя (вжим контактов). Для этого закрепляют крышку выемной части двумя гайками по диаметру (сверху и снизу), а затем замеряют через отверстие в крышке (см. отверстие А на рис. 84) расстояние от верхней плоскости крышки до головки болта, на котором закреплен неподвижный контакт 7 при отключенном и включенном положениях выключателя. Разность между этими двумя измерениями дает величину вжима контактов, который должен быть равен 15 мм. Во избежание ошибок следят за тем, чтобы при этих измерениях стерженек, вводимый в отверстие крышки, упирался либо только в головку болта, либо только в основание шлица на головке болта.
Если окажется, что вжим контактов не укладывается в указанные пределы, то производят регулировку подвижного контактного стержня, для чего:
а)  сливают масло из корпуса механизма;
б)  снимают крышки корпуса механизма;
в)  отвинчивают гайку, контрящую вилку 22 (рис. 79), вынимают ось, соединяющую эту вилку с рычагом механизма, и путем навинчивания или свинчивания вилки устанавливают необходимую длину; после этого соединяют вилку с рычагом и законтривают ее.
В случае если подвижные контактные стержни настолько сильно обгорели, что при регулировке их шпильки ввинчиваются в вилки недостаточно глубоко (меньше 10 мм) — контактные стержни заменяют.
Для этого:
а)  снимают крышку с маслоуказателем 19;
б) отвертывают гайки, контрящие вилки 22, вынимают оси, свинчивают и снимают вилки;
в)  снимают рычаги 23, с которыми соединялись вилки 22, для чего вынимают оси, соединяющие эти рычаги с рычагами 24, и верхние оси, на которые насажены ролики;
г)  вытягивают контактные стержни из отверстий во фланцах 10 и затем, повернув свободными концами вниз, вынимают их вместе с гибкой связью 9 через верхнее отверстие в корпусе механизма. После замены контактных стержней порядок сборки — обратный.
2. Производят замену масла в случае снижения его прочности ниже 22 кВ, а также при обнаружении в нем значительного количества взвешенного углерода (копоти). До заливки свежего масла предварительно промывают сильной струей чистого масла штангу и внутреннюю поверхность опорного изолятора, для чего опускают выходной шланг фильтрпресса или масляного насоса в зазор между штангой и отверстием на основании корпуса механизма. После заливки свежего масла его профильтровывают для удаления возможных остатков копоти из выключателя.

  1. Производится тщательный осмотр наружной поверхности фарфоровых покрышек и опорных изоляторов, армировочных швов и уплотнений. Поверхности фарфора протираются тряпками, смоченными бензином.
  2. Снимаются боковые щиты рам и кожуха, прикрывающие тяги. Производится осмотр пружин и других деталей передачи, проверяются и подтягиваются все контргайки. Проверяются и подтягиваются болты крепления выключателя и привода к фундаменту.
  3. Снимаются щиты шкафа привода и очищаются от пыли и грязи все внутренние части. Трущиеся части смазываются незамерзающей смазкой (например, марки ЦИАТИМ-201, АФ-70, ГОИ-54, НК-30) или, в крайнем случае, трансформаторным маслом. Осматриваются зажимы и провода вторичной коммутации. Удаляются следы оплавления контактов контактора. Осматриваются и смазываются техническим вазелином вспомогательные контакты.
  4. По окончании перечисленных выше работ производят сборку выключателя и привода в обратном порядке, после чего производят опробование включения выключателя вручную домкратом, а затем производят несколько оперативных включений и отключений (током).

Капитальные ремонты выключателя производятся не реже одного раза в 3 года. Внеочередной капитальный ремонт производится после 10 операций, осуществленных каким-либо полюсом при токах короткого замыкания (включений или отключений); при этом неуспешное повторное включение (выключатель отключил КЗ, повторно включился на КЗ и вновь отключил КЗ) считается за три операции.
Не рекомендуется производить капитальный ремонт выключателя при дожде, при влажной и в особенности туманной погоде, а также во время оттепели, когда вскрытие выключателя может привести к отсыреванию его внутренних изоляционных частей. В особых случаях, когда отсрочка капитального ремонта из-за сырой погоды совершенно недопустима, рекомендуется принять меры по предохранению изоляционных частей от отсыревания (укрытие палатками и т. п.) и просушке их после ремонта.
При производстве ремонта принимают все меры, необходимые для предохранения внутренних частей выключателя и масла от загрязнения. В частности, все открытые для ремонта отверстия, в особенности при ветре, защищают (прикрывают) от попадания пыли.
При капитальном ремонте выключателя сливается все масло; затем производятся в основном те же работы, что и при текущем ремонте, однако особое внимание обращается на тщательную очистку всех внутренних частей выключателя, а также привода. В частности, производится также снятие и очистка штанг. Для снятия штанги:
а) снимают подвижные контактные стержни с гибкими связями, как указано выше;
б) снимают ось 1 (рис. 92), соединяющую верхний наконечник штанги с серьгами 2;
в)  снимают крышку нижней передаточной коробки;
г)  снимают ось, соединяющую вилку штанги 1 (рис. 80) с внутренним рычагом 4;
д) вынимают штангу вместе с вилкой через верхнее отверстие в корпусе механизма. Рекомендуется при этом отметить положение вилки на наконечнике штанги, что позволяет в случае смещения вилки при последующей сборке восстановить ее первоначальное положение и избежать необходимости вновь регулировать общую длину штанги с вилкой.
Если при ремонте оказывается необходимым временно снять или заменить верхнюю фарфоровую покрышку, то при ее установке на место:
а) промывают бензином и покрывают лаком резиновую прокладку, как указано в п. 7 монтажных работ;
б) выбирают такое положение изолятора, при котором наибольший зазор между ним и бакелитовым цилиндром оказывается внизу;
в) производят затяжку гаек равномерно по окружности.
Если при ремонте оказывается необходимым снять также бакелитовый цилиндр, то при последующей его установке на место наблюдают за тем, чтобы три текстолитовых сухаря 3 (рис. 83), в которые ввернуты короткие шпильки 6, располагались в верхней части открытого конца цилиндра.

При ремонте привода обращают особое внимание на состояние трущихся частей (коррозия, задиры и пр.), осматривают и при надобности зачищают контакты контактора и вспомогательные контакты и смазывают их техническим вазелином; смазывают трущиеся части незамерзающей смазкой.
Ремонт выключателя и привода сопровождается рядом профилактических испытаний по специальной программе и методике, утверждаемой эксплуатирующей организацией; в частности, в программу включается:
а)  проверка состояния внутренней изоляции опорного изолятора (со штангой) и дугогасительных элементов — путем измерения токов утечки при выбранном напряжении;
б)  измерение при постоянном токе сопротивления токоведущей системы каждого полюса между выводными контактными планками (это сопротивление не должно превышать 700 мком);
в)  проверка состояния изоляции цепей управления и катушек привода — путем измерения сопротивления изоляции и испытания повышенным напряжением;
г)  проверка действия привода при повышенном и пониженном оперативном напряжении, а также проверка блокировки против прыгания и сигнализации;
д) измерение времени действия выключателя при электрическом включении и отключении.
Рекомендуется также проверять соответствие скоростных характеристик выключателя (при отключении и при включении) данным, приведенным на рис. 93—95. Для этого устанавливают внутри одного из верхних корпусов механизма прибор для измерения скорости (например, вибратор) и определяют с его помощью зависимость хода штанги от времени. При этом подвижная рейка прибора закрепляется на оси 1 (рис. 92).
Кривая зависимости хода контактного стержня от времени непосредственно опытным путем не определяется, а получается построением с помощью кривой зависимости хода контактного стержня от хода штанги (рис. 93), причем отсчет хода штанги и контактного стержня рекомендуется всегда производить от включенного положения (при отключении и при включении). Кривые скорости движения контактного стержня от его хода определяются расчетным путем по кривым зависимости хода от времени.
Для оценки правильности регулировки выключателя практически достаточно построить первую из указанных кривых (зависимость хода штанги от времени) и сравнить ее с кривыми рис. 94; построение остальных кривых не обязательно.

Рис. 93. Зависимость хода контактного стержня от хода штанги.


Рис. 94. Зависимость хода штанги от времени ее движения при включении (правая и средняя кривые) и отключении (левая кривая).


Рис. 95. Зависимость скорости движения контактного стержня от его хода при отключении.
В случае если регулировка хода сжатия отключающих пружин 20 (рис. 79) окажется нарушенной, производят их регулировку с таким расчетом, чтобы полный ход сжатия больших пружин находился в пределах от 60 до 70 мм и чтобы зависимость хода штанги от времени при отключении и включении соответствовала кривым рис. 94.
Для определения хода сжатия пружин предварительно измеряют длину каждой пружины в свободном состоянии, а затем измеряют их длину при включенном положении выключателя.