Содержание материала

Для управления выключателем МГ-110 применяется электромагнитный привод, установленный в шкафу типа ШПС-30 (рис. 86). Кроме привода (типа ПС-30), в шкафу устанавливаются: контактор типа КМВ-521 для управления силовой частью привода, зажимы для присоединения проводов цепей управления и сигнализации, а также электронагреватель. В основании шкафа имеются специальные муфты, предназначенные для подвода кабелей.
Привод состоит из трех основных частей:

  1. корпуса механизма, внутри которого помещены включающий механизм привода со свободным расцеплением и катушка отключения;
  2. магнитной системы, состоящей из верхней, нижней и четырех боковых плит, катушки включения и сердечника со штоком;
  3. основания привода, выполненного в виде двух опорных лап, служащих для крепления привода к основанию шкафа.

Привод ШПС-30

Рис. 86. Привод ШПС-30.

1 — контактор; 2 — подогреватель; 3 — основание привода; 4— магнитная система; 5— корпус механизма; 6 — механизм ручного отключения; 7 — муфты для под вода кабелей; 8         — кнопка для ручного отключения.

Включение происходит следующим образом.
При замыкании цепи катушки 1 включающего электромагнита (рис. 87, а) сердечник 2, находящийся в своем крайнем нижнем положении, начинает втягиваться внутрь катушки. Выбрав небольшой зазор, шток сердечника 3  упирается своим коническим бойком 4 в ролик 10 механизма и толкает его вверх, производя тем самым через систему рычагов механизма и тягу к выключателю 7; включение выключателя.

Рис. 87. Отключенное (а) и включенное (б) положения привода ПС-30.
1 — катушка включающего электромагнита; 2 — якорь (сердечник); 3 — шток; 4 — конический боек штока; ~> — отключающий электромагнит; 6 — включающий рычаг; 7 — тяга к выключателю; 8 — серьга; 9 — рычаг; 10 — ролик; 11 — ось ролика; 12 — удерживающая собачка; 13 — пружина: 14 — серьга; 15 — рычаг; 16 — ролик; 17 — серьга; 18 — запорная планка; 19 — пружина.
Усилие, воспринимаемое роликом 10, передается через рычаг 9 и серьгу 8 на включающий рычаг 6.
Вращение рычага 9 происходит вокруг временно неподвижного центра а, образуемого жестко стоящей системой звеньев 14, 15, 17 и 18, о роли которых будет сказано ниже.
При движении штока 3 вверх ось 11 ролика 10 отводит сдвоенную удерживающую собачку 12.
Когда ось ролика окажется несколько выше верхнего края удерживающей собачки 12, что будет соответствовать включенному положению рычагов, собачка 12 под действием пружины 13 заскочит за ось 11 ролика 10 (рис. 87, б).

В этом положении частей механизма привода он окажется запертым, удерживая тем самым выключатель во включенном положении.
Регулирование правильной посадки оси 11 на собачку 12 производится на заводе вывертыванием или ввертыванием штока в резьбу сердечника, после чего он в нужном положении закрепляется стопором и контрстопором.
Привод имеет ручное и автоматическое отключение. Ручное отключение производится с помощью кнопки, расположенной на передней двери шкафа. Для электрического отключения привод имеет отключающий электромагнит 5.
Отключение происходит следующим образом.
При обтекании током катушки отключающего электромагнита сердечник втягивается в нее и поднимает своим штоком запорную планку 18, которая служит жестким упором ролика 16, насаженного на конец рычага 15. При этом освобождается система звеньев 14, 15 и 17, удерживающих временный центр а, и ось 11 ролика 10 соскальзывает с верхней полки удерживающей собачки 12. Система звеньев 9, 14, 15 и 17 совместно с роликом 10 представляет собой механизм свободного расцепления привода, обеспечивающий отключение не только из нормально включенного положения, но и в любой момент в продолжение всего процесса включения.
Ручное неоперативное включение выключателя осуществляется с помощью специального телескопического домкрата, который устанавливается под центром сердечника между опорными лапами привода рукояткой наружу. Домкрат (рис. 88) приводится в действие поворотом рукоятки со скобой 1 в «рабочем» направлении (указанном стрелкой на головке защелки 2).
При этом поворачивается в том же направлении ведущий поясок 3, который с помощью защелки 2 сцепляется с круглым корпусом 4 (сдвоенной гайкой домкрата). Корпус-гайка 4, вращаясь в ту или другую сторону, вывинчивает винты (большой 5 и малый 6), или ввинчивает их друг в друга. Так как большой винт 5 закреплен неподвижно в плите 7, то при вращении поднимается или опускается корпус-гайка 4, из которой одновременно поднимается или опускается верхний винт 6.
Большой винт 5 (неподвижный) имеет левую резьбу, малый 6 — правую. Рукояткой домкрата при его работе совершаются попеременно повороты ведущего пояска в одном и в другом направлениях на угол от 30 до 120'. При обратном холостом движении рукоятки скошенная часть зуба защелки, приподнимаясь, выскальзывает из отверстий в корпусе-гайке, не сцепляясь с ней, и таким образом корпус-гайка может оставаться неподвижной.

Рис. 88. Домкрат для ручного включения привода ПС-30.
При работе домкрата без нагрузки корпус-гайку нужно придерживать рукой. Для перемены направления рабочего движения домкрата необходимо поднять защелку и повернуть ее на 180°.
До установки в привод винты домкрата должны быть ввинчены друг в друга до крайнего нижнего положения. Для облегчения работы под нагрузкой на рукоятку домкрата надевают трубу 1,25, длиной около 1-:-1,6 м.
Электрическая схема управления приводом показана на рис. 89. Она удовлетворяет тем же требованиям, что и

описанная выше схема привода ПС-20, однако имеет некоторые отличия, связанные с применением другого способа блокировки против прыгания и наличием в цепи включения двух параллельно соединенных вспомогательных контактов.

Рис. 89. Электрическая схема управления приводом ПС-30.
Схема действует следующим образом.
Включение. На схеме показано состояние элементов схемы, соответствующее отключенному с помощью ключа управления положению выключателя; при этом горит сигнальная лампа ЛО, так как вспомогательные контакты 7—8 замкнуты. При повороте ключа управления на включение его контакты принимают следующие положения: контакты 18—20, 20—9, 21—19 замыкаются, контакт 18—21 размыкается (контакты 18—22 и 22—5 остаются разомкнутыми). При этом подается напряжение к концам 1—2 катушки электромагнита контактора К, который срабатывает и замыкает свои контакты 15—16 и 12—17, тем самым замыкая цепь катушки включающего электромагнита ЭВ, в результате чего происходит включение выключателя. В процессе включения вспомогательный контакт 3—2 замыкается (тягой, связанной с защелкой 12, рис. 87), после чего контакт С3—С4 размыкается и ток в катушке контактора К продолжает протекать через контакты 3—2. К концу операции включения (после посадки на защелку) размыкается также контакт 3—2; при этом размыкается цепь катушки контактора К, вследствие чего его контакты 15—16 и 12—17 размыкаются и прекращается протекание тока по катушке ЭВ. Таким образом, в данном случае, в отличие от схемы ПС-20, разрыв цепи катушки контактора происходит лишь после посадки привода на защелку, что поддерживает необходимую величину тягового усилия до самого конца процесса включения. К концу операции включения, кроме указанного, контакты привода 7—8 размыкаются, а контакты 5—4 и 6—8 замыкаются. Одновременно гаснет лампа ЛО и зажигается лампа ЛВ. Следует отметить, что контакт 18—21 введен для того, чтобы в начале операции включения, когда замыкается контакт 21—19 и еще не разомкнут контакт 7—8, не зажигалась бы лампа Л А, что давало бы хотя и кратковременный, но ложней сигнал. Зажигание лампы ЛВ дает знать оператору об окончании операции включения, после чего оператор отпускает ручку ключа управления, которая возвращается в среднее положение. При возврате ручки происходит изменение положения некоторых контактов ключа, а именно: контакты 18—20 и 20—9 размыкаются, а контакт 18—21 замыкается.
Отключение от ключа управления. При повороте ключа управления на отключение его контакты принимают следующие положения: контакты 18—22, 22—5 замыкаются, а контакты 18—21 и 21—19 размыкаются (контакты 18—20 и 20—9 остаются разомкнутыми).

При этом подается напряжение через замкнутый контакт привода 5—4 к концам 4—11 катушки отключающего электромагнита ЭО, который срабатывает и производит отключение выключателя. В процессе операции отключения контакты привода 5—4 и 6—8 размыкаются, а контакты С3—С4 и 7—8 замыкаются; при этом размыкается цепь отключающей катушки и одновременно гаснет лампа ЛВ и зажигается лампа ЛО. После того как оператор отпустит рукоятку, все контакты вернутся в исходное положение, показанное на принципиальной схеме.
Отключение от реле. Перед отключением от реле все элементы схемы находятся, конечно, в том же положении, что и перед отключением от ключа управления. При замыкании контактов реле цепь катушки отключающего электромагнита ЭО оказывается замкнутой через контакты реле, включенные параллельно разомкнутым контактам 18—22 и 22—5 ключа управления, что, как и в предыдущем случае, приводит к отключению и соответствующему изменению положения контактов привода. Однако в этом случае, кроме лампы ЛО, загорится также лампа Л А, так как контакты 18—21 и 21—19 после последнего включения остались замкнутыми. Снятие аварийного сигнала производится путем поворота ключа управления в направлении отключения; при этом размыкается и остается разомкнутым контакт 21—19, и лампа ЛА гаснет.
Блокировка против прыгания. В отличие от привода ПС-20, в приводе ПС-30 применена не механическая, а электрическая блокировка против прыгания. Для этой цели используются дополнительные контакты, пристроенные к сердечнику отключающего электромагнита — 9—10 и 9—4. При включении выключателя на короткое замыкание вслед за включением произойдет автоматическое отключение от реле. При срабатывании отключающего электромагнита ЭО его сердечник размыкает контакты 9—10 и замыкает контакты 9—4. При этом через замкнутые для включения контакты ключа управления 18—20 и 20—9 и через контакты 9—4 продолжается питание цепи катушки отключающего электромагнита ЭО и после отключения выключателя и размыкания контактов 5—4. Так как сердечник электромагнита отключения остается подтянутым и контакт 9—10 разомкнутым, то повторное включение произойти не может (цепь электромагнита контактора разомкнута). Такое состояние элементов схемы сохранится до тех пор, пока не будет снята команда на включение.
На рис. 89 пунктирной линией обведена та часть принципиальной схемы, элементы которой размещены на самом приводе или в его шкафу. Остальные элементы схемы (вне пунктирной линии) размещаются отдельно на панели управления. Относительно применяемых видоизменений последней части схемы см. выше, описание схемы ПС-20.