Содержание материала

Глава тридцать девятая
ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРОНАСОСОВ

§ 167. Пуск насосов

1. Проверить по маслоуказательным стеклам наличие достаточного количества масла в подшипниках насоса и электродвигателя.
2. Удостовериться в том, что смазочные кольца подшипников легко проворачиваются при вращении вала, не задевая за вкладыш.
3. Закрыть кран к вакуумметру (если он имеется).
4. Открыть краны (если имеются) для подачи воды к сальникам насоса. Сальники должны быть подтянуты настолько, чтобы при нормальной работе насоса через них просачивалось небольшое количество воды.
5. Открыть воздушные краники на корпусе насоса и залить насос (и всасывающую линию) из напорного трубопровода. Воздушные краники закрыть, когда через них пойдет струя воды без воздушных пузырьков. Если в напорном трубопроводе воды не имеется, заполнить насос водой через специальную воронку, пока весь воздух не будет удален и вода не покажется из воздушных краников. Если предусмотрен эжектор (например для циркуляционных насосов), то, закрыв задвижку с напорной стороны, заполнить корпус насоса водой из всасывающей линии, за чем проследить по водомерному стеклу на корпусе насоса. Если насос находится под напором воды во всасывающей линии (конденсатные насосы), то, закрыв задвижку на напорной линии, открыть полностью задвижку на всасывающем трубопроводе, соединить воздушный колпак насоса с
паровым пространством конденсатора (подогревателя или бойлера) и заполнить корпус насоса водой.
6. По заполнении насоса водой закрыть задвижку на напорном патрубке и включить электродвигатель. По достижении насосом нормального числа оборотов проверить, открывая воздушный краник, что насос действительно заполнен водой.
7. Медленно открыть задвижку на напорном трубопроводе насоса настолько, насколько необходимо для получения требуемой производительности. Открыть кран вакуумметра. При открывании задвижки внимательно следить за показанием амперметра на щитке электродвигателя. В случае перегрузки электродвигателя агрегат остановить и отключить насос для выявления и устранения причин перегрузки.
8. Не допускать:
а) пуска насоса без воды;
б) длительной работы насоса, заполненного водой, при закрытой напорной задвижке. Вращение насоса при закрытой задвижке вызывает повышение температуры заключенной в корпусе насоса воды, что приведет к разогреву, заеданию ротора или срыву насоса.

§ 168. Обслуживание насосов во время работы

1. Следить за температурой подшипников, которая через 30—40 минут после пуска должна установиться и не превышать 70°. Проверять, что смазочные кольца во время работы вращаются и что в подшипниках достаточно масла. В случае наличия колпачковых масленок — периодически их поджимать.
Не реже одного раза в месяц — спускать отработанное масло из подшипников и после их промывки заполнять свежим.
2. Следить за тем, чтобы сальники во время работы оставались достаточно холодными и не допускали значительной утечки воды. Для сальников рекомендуется применять хлопчатобумажную набивку, пропитанную салом с графитом, или асбестовый прографиченный и пропитанный в масле шнур. Набивку производить кольцами с зазором между стыками от 0,5 до 1,0 мм. Стыки сменных колец смещать на угол 120°. В случае увеличения утечки воды нажимную сальниковую втулку подтягивать равномерно без перекосов.
3. В насосах, имеющих гидравлическое уравновешивание осевого давления, трубка из разгрузочной камеры отводится во всасывающий патрубок или дренаж. Необходимо, чтобы эта трубка была всегда чистой, так как нарушение свободного слива воды из разгрузочной камеры может привести к прекращению разгрузки, заеданиям в разгрузочном устройстве и перегрузке электродвигателя.
4. Во время работы насоса на переменном режиме — следить за показаниями приборов, нс допуская перегрузки электродвигателя и прикрывая задвижку на нагнетании. Повышение тока сверх обычного при нормальном напоре показывает, что в насосе имеется заедание, которое после остановки насоса необходимо выявить и устранить.
5. Насосный агрегат должен быть немедленно остановлен для осмотра и ремонта с одновременным пуском резервного насоса:
а) при появлении резких шумов, задеваний, стуков, сильной вибрации и ненормального нагрева насоса или электродвигателя;
б) при появлении дыма из подшипников;
в) при появлении дыма и огня из электродвигателя;
г) при прекращении поступления воды к сальникам;
д) при срыве работы насоса.
6. Все насосы, имеющие резерв, должны поочередно пускаться в работу с тем, чтобы простой каждого в резерве не превышал одной недели.

§ 169. Остановка насосов

1. Закрыть край вакуумметра (если он имеется).
2. Закрыть задвижку на напорной линии.
3. Закрыть кран на отсосе воздуха из насоса.
4. Остановить электродвигатель.
5. Закрыть задвижку на всасывающей линии, если оставление ее в открытом положении не оговорено особо.
6. В случае остановки насоса на длительное время:
а) выпустить из него воду через спускные пробки;
б) смазать рабочие части насоса, подвергающиеся ржавлению, солидолом или техническим вазелином.