Содержание материала

Глава двадцать шестая
СПЕЦИАЛЬНАЯ АРМАТУРА И АППАРАТЫ ТУРБОУСТАНОВОК

§ 97. Атмосферный предохранительный клапан-диафрагма

Атмосферный клапан-диафрагма (см. фиг. 128 и 105) предназначается для предохранения конденсатора и выпускного патрубка турбины от повышения в них давления сверх атмосферного. Давление в конденсаторе может повыситься в случае какой-либо неисправности конденсационной установки — срыва подачи охлаждающей воды в конденсатор вследствие выключения электродвигателей циркуляционных насосов и т. п.


Фиг. 128. Атмосферный клапан-диафрагма


Фиг. 129. Предохранительный клапан ø 400/600 паропровода теплофикационного отбора

Клапан расположен в специальном коробе (14 на фиг. 105), вваренном в верхнюю часть конденсатора и снабженном лазом для ревизии клапана. Непосредственно к коробу примыкает выпускной паропровод. Днище короба образует седло, в конусной выточке которого свободно лежит тарелка клапана. Стык седла и тарелки перекрывается кольцевой паронитовой прокладкой толщиной 0,5—1 мм, которая для создания плотности притянута к смежным наружным поверхностям клапана и седла при помощи двух разрезных полуколец и шпилек с колпачковыми гайками. Для предохранения парокитовой прокладки от повреждений поверхности клапана и седла под прокладкой должны лежать в одной плоскости, а кромки их должны быть Притуплены, как показано на деталях фиг. 128.
При незначительном повышении давлении в конденсаторе над атмосферным паронитовая прокладка разрывается, тарелка приподнимается в сторону, как показано на фиг. 128, и лар из конденсатора через клапан выходит в атмосферу.
В турбинах более поздних выпусков предохранительный клапан-диафрагма встроен в крышку цилиндра турбины, что устраняет необходимость в выпускном трубопроводе (однако пар выпускается прямо в машинный зал).
Для уменьшения ржавления деталей клапана с верхней и нижней сторон днища короба установлены цинковые протекторы. Пластины протекторов и места их закрепления не окрашиваются, чтобы создать надежный контакт в соединениях, который должен периодически проверяться путем подтяжки крепящих болтов.
Перед опрессовкой конденсатора при проверке его плотности надлежит предварительно снять паронитовую прокладку со стыка между тарелкой и седлом клапана, в целях сохранения ее целой, и установить на ее место специальное стальное кольцо на пароните, которое поставляется вместе с клапаном.
По окончании гидравлического опробования конденсатора стальное кольцо снимают и устанавливают на место паронитовую прокладку.
Шарнирные соединения тарелки следует регулярно смазывать солидолом.

§ 98. Атмосферный предохранительный клапан паропровода теплофикационного отбора

Для предохранения агрегата от аварийного повышения давления в камере и паропроводе теплофикационного отбора (вследствие неисправности регулирования и т. п.), на паропроводе к деаэратору 1,2 ата и подогревателю низкого давления № 2, присоединенному к коллектору теплофикационного отбора, делается отвод к предохранительному клапану грузового типа диаметром 400/600.
Разрез клапана представлен на фиг. 129. Клапан имеет сварной корпус, рассчитанный на пробное гидравлическое давление 5 kГ/cm2. Давление срабатывания клапана устанавливается в 1,9+0,1 kГ/cm2 по манометру путем подбора грузов. Корпус клапана дренируется в конденсатор.
При переборках клапана следует проверять плотность уплотнительных колец, а также состояние звеньев передачи усилия от грузов к тарелке, от исправности которых зависит надежная работа клапана.