Содержание материала

Ревизия регулятора скорости (см. фиг. 61) состоит в проверке роликовых опор пружин регулятора, шарниров и сухарей угловых рычагов, в проверке шариковых подшипников валика качающегося рычага, муфты, ее хомута, пальцев и сухарей, связывающих муфту с качающимся рычагом, в осмотре подшипников вала регулятора, червячного колеса и передачи к тахометру. Для этой цели регулятор вместе с корпусом и качающимся рычагом вынимается из переднего блока после снятия приспособления для изменении числа оборотов, тахометра и рычагов, связывающих валик качающегося рычага с золотником регулятора. Для отсоединения болтов, крепящих корпус регулятора к переднему блоку, необходимо снять среднюю и боковую крышки блока и отсоединить торцевой лючок на передней стенке блока, через который проходит корпус шарикового подшипника валика качающегося рычага.
В первоначальной конструкции корпус регулятора скорости крепился к корпусу подшипника нижней опорной цилиндрической поверхностью через опорные подушки, и кроме того вертикальной стенкой, которая служит дли крепления кронштейнов подшипников вала качающегося рычага.1 Крепление вертикальной стенки осуществляется двумя горизонтальными болтами с установкой дистанционных шайб между стенкой регулятора скорости и стенкой корпуса подшипника. Так как эти шайбы различной толщины, то при сборке и установке их не на свои места — при обжатии болтов происходит перекос корпуса регулятора скорости. Обжатие после этого болтов крепления нижней опорной цилиндрической поверхности вызывает деформацию корпуса регулятора скорости.
В результате этого может произойти заедание вала регулятора во вкладышах вследствие нарушения их соосности или исчезновения радиального и боковых зазоров между червячной шестерней и червяком.
Создававшиеся вследствие такой неправильной сборки неблагоприятные условия приводили к поломкам корпуса регулятора скорости. От корпуса регулятора отламывался концевой подшипник, примыкающий к червячной шестерне. Червячная шестерня и червяк оказывались сработанными и регуляторный вал погнутым.
Во избежание этого корпус регулятора следует устанавливать в такой последовательности: первоначально завести контрольные штифты между корпусом регулятора и нижней опорной поверхностью, убедившись, что они входят в опорную часть корпуса подшипника. Затем обжать болты крепления цилиндрической опорной части. Замерить расстояние в местах установки дистанционных шайб крепления вертикальной стенки. Убедиться, что толщина шайб соответствует произведенным замерам, после чего закрепить вертикальную стенку. Проверить наличие бокового зазора между зубцами червячной шестерни и нитками червяка в четырех положениях шестерни по двум взаимно перпендикулярным диаметрам. Эту проверку легко осуществить при вынутом роторе турбины. В этом случае отсутствие перекосов и заеданий определяется вращением регулятора за ведомую шестерню редуктора. Приведенная во вращение система продолжает двигаться по инерции.
Труднее провести проверку, если регулятор скорости вынимался по каким-либо причинам при закрытой турбине. В этом случае при покачивании вала регулятора за грузы, за боковой зазор в червячной паре ошибочно можно принять перемещение шестерни на величину зазора между плоскими пружинами (дет. 16, фиг. 61) и шестерней и перемещение вала редуктора на величину зазора в упорном роликовом подшипнике.
Указанные выше повреждения корпуса и вала регулятора скорости могут быть также результатом заедания вала регулятора в своих опорных подшипниках вследствие загрязнения подшипников при очистке масляной системы путем прокачки масла после монтажа или капитального ремонта.
Важнейшими показателями правильности сборки и установки регулятора скорости являются следующие:
а) после затяжки всех болтов, крепящих корпус регулятора к корпусу подшипника, должны иметь место зазоры между червяком и червячным колесом (радиальный и боковые), указанные в приложении 3;
б) при тех же условиях что и в п. «а», вал регулятора скорости должен свободно проворачиваться в своих подшипниках. Зазор в подшипниках вала регулятора скорости должен лежать в пределах 0,15—0,20 мм.
Перекос корпуса регулятора скорости при затяжке болтов, кренящих его к подшипнику, особенно опасен тем, что может привести к исчезновению указанного зазора.
После окончательного закрепления корпуса регулятора необходимо проверить вручную легкость проворачивания редуктора, причем вращение его должно достигаться нажатием червячной шестерней на червяк, т. е. вращением вала регулятора скорости.
При первой обкатке регулятора на пониженных оборотах ротора (до 800 об/мин) рекомендуется вскрыть люк в крышке переднего подшипника и проверить на ощупь нагрев подшипника вала регулятора возле шестерни.
В некоторых случаях наблюдается сработка стяжных болтов пружин регулятора скорости. Сработка происходит вследствие того, что среднее и верхнее кольцо роликовой опоры, а вместе с ними и стяжной болт смещаются под действием центробежной силы настолько, что стяжной болт прижимается к нижнему кольцу и при перемещениях срабатывается (фиг. 61).
Для того чтобы это смещение не превышало определенной величины, цилиндрическая обойма, крепящаяся шурупами к среднему кольцу, имеет выступы, которые должны не только препятствовать выпадению нижних роликов, но и частично перекрывать нижнее кольцо. В этом случае обойма ограничит смещения среднего и верхнего кольца ранее, чем стяжной болт дойдет до соприкосновения с нижним кольцом. Правильность сборки регулятора скорости и отсутствие перекосов и трений в сочленениях должны обязательно проверяться перемещением грузов при снятых пружинах регулятора скорости.
Надлежит особое внимание обратить на состояние пружин регулятора в месте расположения стяжки. Если будут обнаружены заметные следы истирания пружин и стяжки, то поврежденные детали подлежат замене.
Перед проверкой состояния роликовых опор, для чего необходимо удалить натяжные болты, следует замерить расстояние между крестовинами пружин и обращенной к пружинам плоскостью угловых рычагов, через которую проходят натяжные болты (зазор у на фиг. 61). Это расстояние должно быть выдержано при сборке после ревизии для того, чтобы восстановить натяжение пружин, требующееся для нормальной работы регулирования. При ревизии регулятора скорости надлежит замерить разбег вала регулятора в осевом направлении, зазоры в сухарях, между валом и муфтой, в подшипниках вала, между хомутом и муфтой и записать их в формуляр. Величина зазоров в указанных местах приводится в приложении 3.
При прокачке масла через масляную систему после ревизии рекомендуется отсоединять подвод масла от подшипников регуляторного вала и присоединять его вновь только после прокачки системы, чтобы предотвратить попадание гризи в зазоры подшипников регулятора скорости.