Содержание материала

1. Перед остановкой турбины опробовать на малых оборотах масляный турбонасос и проверить готовность к пуску масляного электронасоса.
2. Убедиться в отсутствии заеданий в обоих клапанах автоматического затвора.
3. В нормальных условиях остановки снижение нагрузки должно быть произведено равномерно в течение одного часа.
Но мере снижения нагрузки постепенно прикрывать главные запорные задвижки 13а и 13б, следя за тем чтобы давление пара перед клапанами автоматического затвора не отличалось от давления перед задвижками 13а и 13б больше, чем на 1—2 ат.
При нагрузке около 10 000 кВт открыть обводные пусковые вентили 14 и 15 и закрыть обе главные запорные задвижки при дальнейшем снижении нагрузки.
Оставить в работе один конденсатный и один циркуляционный насос после того, как нагрузка снизится до 40 000 кВт. Перед остановкой циркуляционного насоса должны быть открыты обе задвижки 204 на циркуляционных линиях.
4. При снижении нагрузки регулировать подачу пара к уплотнениям, следя за тем, чтобы давление пара в охладителе не превышало 0,5 ати, а температура пара составляла 125—140° С.
5. После снижения нагрузки до 15 000 кВт отключить испарители и подогреватели.
При отключении испарителей:
а) закрыть паровпускную задвижку 150 (156), а затем все остальные задвижки на паровой стороне испарителей;
б) остановить сливной насос испарителей;
в) открыть обводную задвижку 168 на линии основного конденсата в конденсаторе 165 вторичного пара испарителей;
г) закрыть задвижки 166а, 166б, а затем 167 и открыть воздушный краник в атмосферу на водяной камере конденсатора 165;
д) закрыть вентиль 174 на отсосе воздуха в конденсатор. Для обеспечения отсоса воздуха из подогревателя н. д. № 2 закрыть вентиль 127 и открыть вентили 126 и 131;
е) закрыть задвижки 134-1 и 134-11 на подводе химически очищенной воды к испарителям;

ж) закрыть задвижки 152а и 163 (или 152б, если работала только первая ступень 149-1) на линии дренажа испарителей в паровое пространство подогревателей основного конденсата.

§ 158. Влияние продолжительности остановки на порядок пуска и нагружения турбины

1. Если продолжительность остановки турбины настолько велика, что температура нижней половины цилиндра высокого давления упала до 150° С или ниже, то пуск турбины производится так, как указано в § 150, 151 и 152, т. е. так же, как из холодного состояния.
2. Если температура нижней половины цилиндра высокого давления к моменту пуска превышает 150° С, то пуск турбины производится ускоренно, как указано ниже, причем разность температур верхней и нижней половин цилиндра перед толчком не должна превышать 50° С.
Если разность температур верхней и нижней половин цилиндра превышает 50°С, то пуск турбины в ход не разрешается. Уменьшение разности температур достигается увеличением длительности остывания турбины до толчка.
3. Если заранее известно, что остановка турбины будет непродолжительной, то вращение ротора валоповоротным устройством после остановки производится следующим образом:
а) в течение первых 4 часов после остановки турбины вращать ротор непрерывно;
б) в течение последующих 4 часов проворачивать ротор на 180° через каждые 30 минут;
в) затем увеличить периоды между поворотами ротора иа 180° до 1 часа;
г) за 2 часа до толчка и до подачи пара на уплотнения для подъема вакуума перейти на непрерывное вращение ротора.
4. Толчок ротора и подъем оборотов до 400—500 в минуту при ускоренном пуске турбины производится так же, как указано выше в § 150, пп. 3—6.
Если в момент трогания ротора разность температур верхней и нижней половин н. в. д. не превышает 35° С, то надлежит выдержать ротор иа этих оборотах в течение 15 минут.
Если же эта разность температур лежит в пределах от 35° до 50° С, то время выдержки ротора на указанных оборотах следует продолжить для снижения этой разности до 35°С.
5. Увеличение оборотов от 500 до 1400 в минуту производить со скоростью в 100 об/мин. По достижении 1400 об/мин сделать выдержку в течение 10 минут.
Набор оборотов в интервале от 1400 до 3000 в минуту производить равномерно в течение 25 минут. (Критические числа оборотов турбины и генератора проходить ускоренно.)
6. На холостом ходу (3000 об/мин) турбина должна проработать до тех пор, пока температура нижней половины цилиндра высокого давления не достигнет 200-210 C.
Если к моменту достижения 3000 об/мин температура нижней половины цилиндра превысит 210 C, то продолжительность вращения иа холостом ходу можно ограничить 10 минутами для прослушивания турбины.
7. Нагрузку турбины производить, как указано в § 152.
8. При пуске турбины после непродолжительных остановок, когда температура нижней половины цилиндра превышает 350 С, набор
нагрузки производить со скоростью 1000 кВт в минуту, причем турбину следует выдержать при нагрузке порядка 15 000—20000 кВт в течение 20—30 минут.

2. Турбины с противодавлением В Р-25-31-3 и ВР-25-18-4

Турбины типа ВР пускаются с выключенным регулятором противодавления с выпуском пара в паропровод, к которому присоединены турбины низкого давления или потребители отработавшего пара этих турбин. Следовательно, пуск блока, состоящего из котлов высокого давления, турбины типа ВР и турбин низкого давления или тепловых потребителей отработавшего пара турбин ВР, производится в следующей очередности:
а) Пускается паровой котел (или котлы) высокого давления, а затем паром этих котлов, которым предварительно дросселируется и охлаждается в редукционно-охладительной установке до параметров, соответствующих противодавлению турбин ВР, пускаются турбины низкого давления или тепловые потребители.
Нагрузка турбин низкого давления перед пуском турбин типа ВР должна быть настолько большой, чтобы расход пара через эти турбины был больше расхода холостого хода турбин типа ВР (то же относится к потреблению пара тепловыми потребителями). Расход холостого хода для турбины ВР-25-31-3 составляет около 80 т/час, а для турбины ВР-25-18-4 — около 60 т/час. Следовательно, при пуске турбины типа ВР-25-31-3 электрическая нагрузка турбин низкого давления (если отработавший пар поступает к чисто конденсационным турбинам) должна составлять 16 000-18 000 кВт, а при пуске турбины типа ВР-25-18-4 — 12 000—13 000 кВт.
б) Турбины типа ВР пускаются паром высокого давления и по мере повышения оборотов, а затем и нагрузки, отработавший пар этих турбин вытесняет пар, поступавший через редукционно-охладительную установку в коллектор пара низкого давления. При надлежащем соотношении мощностей и расходов пара турбины низкого давления или тепловые потребители могут питаться только паром, отработавшим в турбинах ВР. Однако возможно и параллельное питание потребителей пара и турбин низкого давления как от турбин ВР, так и от редукционно-охладительной установки.
Отличительными особенностями пуска турбин типа ВР является то, что цилиндр турбины предварительно прогревается паром со стороны противодавления. Прогрев производится следующим образом (фиг. 155 и 156).
а) Включается в работу валоповоротов устройство.
б) Постепенно приоткрываются обводные вентили 138аа и 138бб электрозадвижек 138а и 138б на паропроводах противодавления и в цилиндре турбины устанавливают давление 1-2 ати. При этом давлении цилиндр прогревают в течение 30 минут. За это время пускается эжектор 57 охладителя лабиринтового пара; открытием задвижек 70 и 71 обеспечивается циркуляция охлаждающей воды через охладитель 68. После того как уровень конденсата в паровом пространстве охладителя 68 достигнет половины водомерного стекла, пускают в работу один из сливных насосов 76. Уровень конденсата в охладителе 68 поддерживают несколько выше нижней гайки водоуказательного стекла. Пар на уплотнения подается из деаэратора.
Давление пара перед эжектором 57 следует поддерживать в пределах 12—15 ати.

в) По истечении 30 минут прогрева турбины при давлении в цилиндре 1—2 ати медленным открытием обводных вентилей, а затем основных задвижек 138а и 138б в течение 3 часов доводят давление пара в цилиндре до величины на 1-2 ат меньшей, чем противодавление в коллекторе низкого давления.
В процессе подъема давления в цилиндре следует продувки из цилиндра и паропроводов регулировать вторыми по ходу пара продувочными вентилями, а отсос пара из уплотнении — путем управления задвижками 29 и 30 количеством циркуляционной воды, проходящей через охладитель лабиринтового пара 68, и давлением пара перед эжектором 57.
г) Через одни час после начала прогрева цилиндра паром из паропровода противодавления начать прогрев паропровода свежего пара от главных запорных задвижек 13а и 13б до регулирующих клапанов турбины, открыв предварительно клапан автоматического затвора. Прогрев этого участка паропровода и коробки клапана автоматического затвора вести равномерно, поднимая давление до 90 ата в течение примерно 1,5 часов при расходе пара лишь на продувку, регулируя ее вторыми по ходу пара вентилями 40 (см. § 149, п. 6).
д) Ограничителем мощности приоткрывать регулирующие клапаны до момента трогания ротора турбины. Когда число оборотов составит около 300 в минуту, быстро закрыть обводные вентили главных запорных задвижек 13а и 13б, прослушать турбину и в случае ее нормальной работы открыть ограничителем мощности все регулирующие клапаны. Дальнейший прогрев турбины при 300—500
и повышение оборотов производить при помощи медленного открытия обводных вентилей главных запорных задвижек.
е) Во время прогрева турбины замерять температуру вверху и внизу цилиндра, температуру фланцев горизонтального разъема в зоне регулирующей ступени и шпилек. Если разница температур вверху и внизу цилиндра превысит 35° С или если фланец окажется горячее шпильки на 40° С, замедлить скорость повышения оборотов и выдержать турбину при постоянных оборотах до тех пор, пока разница температур не уменьшится до приведенных значений.
ж) При числе оборотов 300—500 в минуту прогревать турбину 15—20 минут. При оборотах 1100-1200 в минуту прогревать турбину в течение 1 часа. Затем плавно поднимать обороты до холостого хода, не допуская появления разности температур в контрольных точках» превышающей вышеприведенные значения.
Общая продолжительность прогрева турбины и повышения оборотов до холостого хода, при обязательном условии соблюдения контрольных цифр разности температур, составляет около 2 часов 20 минут.
з) Повышение нагрузки производить со скоростью не свыше 1000 кВт в минуту. При нагрузке 2000—3000 кВт проработать около 1 часа. При достижении установившегося режима работы турбины включить регулятор противодавления.
и) При необходимости испытать действие регуляторов безопасности включить в работу параллельно с турбиной ВР редукционно-охладительную установку для питания паром турбин низкого давления. Редукционно-охладительная установка должна быть быстродействующего типа, так как в противном случае в момент выключения защитой клапана автоматического затвора турбины поступление пара в коллектор низкого давления мгновенно сократится на 60-80 т/час.
к) Перед остановкой турбины ВР надлежит также заблаговременно пустить в ход редукционно-охладительную установку для снабжения паром потребителей низкого давления.
л) Указания о включении и обслуживании защитного устройства последней ступени от чрезмерного перепада давления см. в § 85.

Турбины, оборудованные одним клапаном автоматического затвора

В случае применения в турбоустановке клапана автоматического затвора неразгруженного типа (фиг. 50) открытие этого клапана производится только после плотного закрытия регулирующих клапанов. Первоначально открывают внутренний разгрузочный клапан, чем выравнивается давление пара по обе стороны основного клапана. В связи с указанным во всех случаях, когда клапан автоматического затвора окажется закрытым, необходимо для его открытия воздействием на ограничитель мощности полностью закрыть регулирующие клапаны. Последующее открытие регулирующих клапанов и повышение оборотов турбины производится также ограничителем мощности. Все манипуляции по открытию клапана автоматического затвора надлежит выполнять при полностью закрытых главных запорных задвижках, управляя доступом пара в турбину с помощью пускового (байпасного) клапана.