Содержание материала

Для привода большого количества технологических механизмов турбинного и реакторного отделений, вентиляционных установок, механизмов химического цеха и вспомогательных сооружений применяются электродвигатели асинхронные с напряжением питания 0,4кВ. Это двигатели с короткозамкнутым ротором закрытого исполнения серии А, АО, А4 различных мощностей.
Система охлаждения воздушная с вентиляцией воздуха от собственных вентиляторов, установленных на валу электродвигателя.
Часть электродвигателей вентиляционных установок гермозоны реакторного отделения имеют водяное охлаждение корпуса электродвигателя так называемую водяную рубашку.
Электродвигатели 0,4 кВ просты и надежны в эксплуатации.
Неисправности электродвигателей 0,4 кВ, встречающиеся в процессе эксплуатации следующие.

Неисправности двигателей и их причины

При включении электродвигатель не вращается, гудит или вращается, но очень медленно

Может быть несколько причин.
Обрыв в цепи статора.
Во избежание сгорания двигателя необходимо отключить его выключатель, пускатель или контактор.
Обрыв или слабый контакт в цепи фазного ротора.
Двигатель при этом повреждении может вращаться, но с малой скоростью. Ток статора колеблется с частотой скольжения. При нарушении контакта в обмотке ротора из двигателя могут появиться искры и дым.
Механическое заедание в двигателе или механизме.
Для проверки отсутствия заедания необходимо провернуть агрегат за муфту.
Недопустимая несимметрия зазора между ротором и статором.
При этом двигатель проворачивается за муфту без заедания. Сопротивление изоляции обмотки в норме. Причина неисправности устанавливается путем замера зазора при снятых торцевых крышках.
Недостаточное превышение пускового момента двигателя над начальным моментом механизма.
При повышенном напряжении двигатель разворачивается нормально. Необходимо заменить двигатель на другой, с более высоким пусковым моментом или с большей мощностью.
Витковое замыкание в обмотке статора.
Как правило, в крупных двигателях и тем более в высоковольтных витковое замыкание при первом же включении сопровождается появлением замыкания на корпус и коротким замыканием между фазами.
Неправильная схема соединения обмотки статора в звезду вместо треугольника.

При работе двигателя обнаружен повышенный нагрев подшипника качения

Может быть несколько причин.
Отсутствие смазки в результате ее вытекания или высыхания из-за несвоевременной замены.
Излишки смазки. Обычно этот дефект наблюдается после ремонта. Необходимо уменьшить количество смазки, чтобы она занимала не более 1/3 объема свободного пространства.
Появление дефектов в подшипнике: раковин, трещин, срабатывание, разрушение сепаратора и задевание его за обоймы подшипника.
Появление раковин, трещин, выработок в рабочих поверхностях обойм на шариках или роликах подшипников сопровождается появлением ненормального шума при вращении подшипника. Двигатель при первой возможности должен быть остановлен в ремонт.
Срабатывание сепаратора обнаруживается по наличию следов металла (блесков) в смазке, а также по заметному проседанию сепаратора вниз с касанием обойм.

При работе двигателя обнаружен повышенный нагрев его корпуса

Возможно несколько причин.
Перегрузка двигателя по току.
Засорение водяных охладителей
Забивание грязью и пылью защитных сеток в торцевых щитах со стороны подвода холодного воздуха.
Забивание грязью и пылью вентиляционных каналов стали статора и ротора. В последнем случае двигатель следует продуть сжатым воздухом. Если нагрев не снизится, его следует вывести в ремонт с выемкой ротора.
Нарушение изоляции между листами стали статора. При работе двигателя из него появились искры и дым. Защита не работает. Наиболее вероятная причина - задевание ротора за статор. Необходимо аварийно отключить двигатель.
Обрыв цепи статора при работе двигателя. Двигатель будет продолжать работать без заметного увеличения скольжения, если кратность его максимального момента больше 2. При номинальной нагрузке на валу ток в одной фазе станет равным нулю, а в двух других увеличится. Во избежание перегрева и перегорания обмотки статора двигатель следует немедленно отключить от сети.
Сильная вибрация электродвигателя. При появлении вибрации, превышающей норму, двигатель должен быть выведен в ремонт при первой возможности, а при сильной и возрастающей вибрации должен быть остановлен аварийно.

Общий порядок подготовки к пуску электродвигателей

№ шага (блока шагов)

Содержание шага (блока шагов)

Информация, подтверждающая выполнение

Место выполнения

1

Убедиться в окончании ремонтных работ на электродвигателе

Наряды закрыты, рабочие места убраны, сделаны записи, разрешающие ввод ЭД в работу

 

2

Проверить по записям в оперативном журнале и "Журнале учета переносных и стационарных заземлений" снятие всех переносных заземлений

 

 

3

Осмотреть ячейку КРУ-6кВ (0,4кВ).

Выключатель отключен и находится в ремонтном положении, кабель ЭД подключен, оперативный ток снят

По месту установки оборудования

4

Осмотреть ЭД.

ЭД закреплен к фундаменту, силовой кабель подключен. Корпус ЭД и металлическая оболочка кабеля, питающего ЭД, надежно заземлены.

По месту установки оборудования

5

Проверить и подключить фишки разъемов токовых цепей для электродвигателей ГЦН

Подключены разъемы токовых цепей диф. защиты ГЦН согласно приложения 13

По месту установки оборудования

6

Произвести проверку целостности токовых цепей диф. защиты ГЦН с помощью измерительного моста

 

Ячейка ГЦН в КРУ-6кВ

7

Отключить стационарные заземляющие ножи в соответствии с оперативной схемой

 

По месту установки оборудования

8

Замерить сопротивление изоляции ЭД вместе с кабелем из ячейки присоединения

Re60/R15 не менее 1,3. Допустимые значения сопротивления изоляции не менее указанных

По месту установки оборудования

9

Проверить уровень масла по маслоуказателю на ЭД серии ВАН, 4АЗМ, ДВДА с подшипниками скольжения с автономной масляной смазкой

Уровень масла в норме

По месту установки оборудования

10

Подать масло на ЭД с принудительной смазкой подшипников на ЭД серии ВАЗ, АВ.

По сливному патрубку видно, что к подшипникам поступает достаточная струя охлаждающего масла

По месту установки оборудования

11

Подать циркуляционную воду на воздухоохладители ЭД серии ДВДА, 4АЗМ, ZKV, ВАЗ-215 и маслоохладители подшипников ЭД серии ДВДА, ZKV, проверить наличие протока

 

По месту установки оборудования

12

Подключить разъемы цепей вторичной коммутации

 

КРУ-6 кВ (РУСН-0,4 кВ)

13

Включить автоматы оперативного тока управления выключателя SF1, SAF2 (SF1)

 

КРУ-6 кВ (РУСН-0,4 кВ)

14

Проверить работу выключателя ЭД в контрольном положении

Выключатель дважды включен ключом управления с БЩУ и отключен от ключа управления и кнопкой аварийного отключения

БЩУ. По месту установки оборудования

15

Отключить автоматы оперативного тока управления выключателя SF1, SAF2 (SF1)

 

КРУ-6 кВ (РУСН-0,4 кВ)