Содержание материала

Двигатели предназначены для привода циркуляционных насосов.
Двигатели изготавливаются в исполнении У или Т категории 4 или 3 по ГОСТ-15150-69 и ГОСТ 1554Э-70.

6.2.06. Схема охлаждения и конструкция электродвигателя ДВДА

  1. - статор
  2. - обмотка статора
  3. - сердечник ротора
  4. - обмотка ротора
  5. - корпус ротора
  6. - верхняя крестовина
  7. - лапа крестовины
  8. - нижняя крестовина

Двигатель выполнен с вертикальным валом подвесного типа, с двумя направляющими подшипниками и подпятником, размещенными в масляных ваннах верхней и нижней крестовин. Направляющие подшипники двигателей являются подшипниками скольжения.
Система смазки замкнутая внутри масляных ванн верхней и нижней крестовин, где размещены маслоохладители (рис. 6.2.07.).
Вентиляция двигателя - по разомкнутому циклу с воздухоохладителями. Забор воздуха в воздухоохладитель - из машинного зала и насосной шахты, выпуск нагретого воздуха - в машинный зал через окна в цилиндрической части статора (рис.6.2.Об.). Воздух, окружающий двигатель, не должен содержать взрыво- и огнеопасные газы и пары, взрывоопасную или токопроводящую пыль, а также примеси, вредно действующие на изоляцию и разрушающие материалы, из которых изготовлен двигатель. Запыленность воздуха не более 0,002г/мЗ. Температура воздуха в помещении не ниже 5°С.
Статор неразъемный, цилиндрической формы, сварной из листовой стали. Сердечник собран из штампованных, изолированных лаком сегментов электротехнической стали толщиной 0,5мм и разделен на пакеты радиальными вентиляционными каналами. Обмотка статора двухслойная. Состоит из шаблонных катушек с укороченным шагом, имеющих изоляцию класса В.

6.2.07. Масловодяная схема охлаждения электродвигателя ДВДА

Двухскоростные двигатели ДВДА имеют две катушечные двухслойные обмотки. При той или иной частоте вращения включается соответствующая обмотка, другая обмотка в это время разомкнута.
Двухскоростные двигатели типа ДВДА2 имеют одну полюсно-переключаемую обмотку статора. Переключение полюсов производится при отключенной от сети обмотке статора.
Ротор состоит из сердечника, короткозамкнутой обмотки, сварного корпуса, вентиляторов и вала. Сердечник набран из штампованных сегментов электротехнической стали толщиной 0,5мм. Обмотка ротора выполнена из медных стержней колбовидного профиля или из двух стержней круглого сечения. Концы стержней впаиваются в медные короткозамыкающие кольца.
Двигатель предназначен для работы с насосом, имеющим электромеханическое устройство разворота лопастей насоса. Для подключения этого устройства в верхней части двигателя устанавливаются контактные кольца.
Верхняя крестовина грузонесущая, сварной конструкции, с четырьмя лапами. Центральная часть крестовины образует масляную ванну, внутри которой размещены подпятник, направляющий подшипник и маслоохладители. Нижняя крестовина сварной конструкции, центральная ее часть образует масляную ванну, в которой размещены направляющий подшипник и маслоохладители. Нижняя крестовина двигателей имеет форму щита, в центральной части которого размещен направляющий подшипник скольжения.

Подпятник состоит из самоустанавливающихся сегментов, поверхность трения которых залита баббитом. Каждый сегмент опирается на сферическую поверхность опорных винтов, ввернутых в опорный диск верхней крестовины. Высота каждого сегмента регулируется поворотом опорного винта.
По баббитовой поверхности трения вращается шлифованный стальной диск, укрепленный на втулке подпятника. У некоторых двигателей возможно возникновение подшипниковых токов. В таких случаях вращающийся диск и сегменты направляющих подшипников изолированы от втулки.
Направляющие подшипники скольжения сегментные с рабочей поверхностью, залитой баббитом. Сегменты самоустанавливающиеся, взаимозаменяемые. В верхнем нижнем подшипниках сегменты одинаковы.
Маслоохладители, устанавливаемые в ваннах верхней и нижней крестовин, предназначены для отвода выделяющихся в подшипниках потерь. Охладители имеют патрубки для присоединения трубопровода технической воды.
Воздухоохладители присоединяются к обшивке статора и служат для охлаждения воздуха.
Температура подпятника, направляющих подшипников и масла контролируется термосигнализаторами ТКП-160 СГ. У двигателей мощностью 1250кВт и выше температура обмотки сердечника статора контролируется термометрами сопротивления, уложенными в пазы статора.
У двигателей с воздухоохладителями температура холодного н нагретого воздуха контролируется термометрами сопротивления ТСМ-6114.
Пуск двигателя прямой от номинального напряжения сети. Для двухскоростных двигателей изменение частоты вращения производится отключением одной обмотки и последующим включением другой. Включение одновременно обеих обмоток не допустимо.
По условиям нагрева активных частей допускается два пуска подряд из холодного состояния (двигатель имеет температуру не выше 40°С). Следующий пуск допустим после паузы не менее 30 минут. После остановки двигателя допускается один пуск. Следующий пуск после перерыва не менее 30 минут.
Двигатель рассчитан на работу в продолжительном режиме. Для обеспечения долговечности работы двигателя сократите до минимума общее количество пусков (в среднем не более 120 пусков в год).
При пуске проверьте готовность двигателя и схемы управления к пуску, включите подачу воды в охладители, проверьте ее циркуляцию, проверьте защитную и сигнальную аппаратуры,
При остановке отключите двигатель от сети, остановите вспомогательные механизмы, подачу воды, подготовьте двигатель к следующему пуску.
Виды технического обслуживания электродвигателя при эксплуатации: ежесменный (ежесуточный) внешний осмотр, профилактический осмотр и ремонт; текущий ремонт.
При внешнем осмотре проверяется:
чистота двигателя. В двигатель не должны попадать вода и масло. Одни раз в месяц двигателе продувайте сухим сжатым воздухом;
аппаратура управления, блокировочные устройства, измерительные и сигнализирующие приборы;
наличие всех крепежных деталей и их элементов;
заземление. Заземляющие зажимы (болты, гайки) должны быть затянутыми. При появлении ржавчины очистите их и смажьте консистентной смазкой;
нагрев элементов двигателя и режим его работы;
температуру воздуха и воды, поступающих в двигатель; уровень масла в масляных ваннах;
нагрев подшипников двигателя.
Профилактический осмотр и ремонт выполняется не реже одного раза в год без выема ротора. Первый профилактический осмотр производится через 25...30 дней после монтажа и сдачи двигателя в эксплуатацию. При профилактическом осмотре и ремонте выполняется:
все работы внешнего осмотра;
снятие перекрытий, щитов, уплотнения;
очистка, по возможности внутренних поверхностей двигателя, продувка сжатым воздухом;
проверка работы средств электрической защиты.
Текущий ремонт двигателя производится один раз в три года и включает выем ротора.
При эксплуатации двигателя соблюдайте следующие правила:
Масляные ванны крестовин должны быть заполнены маслом требуемой марки.
Если двигатель был остановлен на срок не менее 25-30 суток, то у статорной обмотки замерьте сопротивление изоляции и коэффициент абсорбции. По результатам замеров решите вопрос о необходимости сушки двигателя перед пуском.
У двигателей этой серии возможно возникновение подшипниковых токов. В таких случаях зеркало подпятника изолировано от втулки подпятника, а сегменты направляющих подшипников-от гнезда направляющего подшипника. Минимально допустимое сопротивление изоляции подшипников 0,2м0м. Нарушение изоляции может привести к электрокоррозии за счет подшипниковых токов, поэтому необходимо следить за чистотой изоляции и периодически проверять его сопротивление.
Охлаждающий воздух должен быть чистым и сухим.

Возможные неисправности двигателей и методы их устранения


Неисправность

Причина неисправности

Способ устранения

Чрезмерный нагрев направляющих подшипников, подпятника и масла

Загрязнение масла, несоответствующая марка масла
Неправильный зазор в направляющих подшипниках Неравномерное распределение нагрузки между сегментами подпятника

Залейте чистое масло требуемой марки Доведите зазор до нормы
Распределите нагрузку, равномерно поворачивая опорные винты сегментов

Переливание масла через выгородку верхней крестовины и засос его внутрь двигателя

Чрезмерное количество масла в ванне Повышенное давление воздуха в масляной ванне

Установите нормальный уровень масла Установите и откройте сапун на трубе перелива масла согласно чертежу маслопровода Устраните эксцентриситет